Танк Т-34-85 (Рославль)

Боевая машина в центре города Рославль, Смоленской области. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 29 апреля 2018 года. 01. 02. Рославль был с жестокими боями захвачен немцами в начале августа 1941 года. Почти 800 дней город находился в оккупации, пока 25 сентября 1943 года не был освобождён в результате Смоленско-Рославльской операции Красной Армии. 03. В память об этом в самом центре города, на кольцевом пересечении дорог Смоленск-Брянск и Юхнов-Кричев был построен мемориал с памятными табличками и танком Т-34-85 на невысоком постаменте. 04. Камрад подсказал мне, что эта машина была построена во второй половине 1944 года на заводе №174 в Омске. 05. Завод №174 имеет достаточно интересную историю. Само производство в Омске появилось в конце XIX-го века, когда до Омска добралась Транссибирская железнодорожная магистраль. В 1896 году при ней были организованы мастерские по ремонту подвижного состава. Уже в советское время, в 1930 году, мастерские стали Паровозоремонтным заводом им. Рудзутака (революционер-большевик латышского происхождения, расстрелянный в 1937-ом году). В 1941 году завод преобразовали в танковый, присвоив номер 173. 06. В 1924 году на Ленинградском заводе "Большевик" образовалась группа энтузиастов-танкостроителей, которая в дальнейшем преобразовалась в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО). В 1932 году танковое производство и ОКМО выделили из состава завода "Большевик" в самостоятельное предприятие - "Ленинградский государственный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова" (очень тогда любили называть предприятия именами живых людей). В 1933 году предприятие разделили ещё раз, выделив ОКМО в "Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 имени С. М. Кирова" (убит через год, канонизирован советской пропагандой; убийство Кирова считается поводом для начала Большого Террора второй половины 1930-х годов). В мае 1940 года заводы №185 и №174 объединили обратно (опытный преобразовали в отдел Главного конструктора 174-го). С началом войны завод №174 был эвакуирован в Чкалов (ныне Оренбург), а в марте 1942-го в Омск. 07. Фактически, эвакуированный Ленинградский завод №174 поглотил Омский завод №173 на площадке которого разместился. И сам стал Омским. 08. В 1946 году заводу №174 вновь присвоили имя Ворошилова (снова живой вождь; умер только в 1969 году). В 1965 переименовали в честь Октябрьской революции. В 1988 году повысили до Производственного объединения «Завод транспортного машиностроения» имени Октябрьской революции В постсоветское время завод ещё несколько раз сменил название, частично банкротился и приватизировался, получив в 2014 году название "Омский завод транспортного машиностроения". По информации на начало третьего десятилетия XXI-го века ОЗТМ работает и входит в структуру Уралвагонзавода, выпуская системы ТОС-1А, ПТС-4, МТУ-90М, ПДП и другие. 09. Во время же Великой Отечественной заводом №174 в Ленинграде (до эвакуации) выпускались танки Т-26 и Т-50. А в Омске, после выпуска 15 экземпляров Т-50 в 1942 году, завод активно включился в производство Т-34, а с 1944 года и Т-34-85. 10. Всего заводом №174 до 1946 года было выпущено около 6900 танков Т-34, включая и вот эту машину. 11. Хорошо заметны признаки омского выпуска в башенном литье (форма шва и боковой профиль стенок). 12. Бронировка пулемёта в правильном положении. Имитация пулемёта так же присутствует. 13. Днище танка. Что закрывают эти крышки? Координаты: 53°57'15.79"С 32°51'50.71"В