Гвардейский миномёт "Катюша" установлен в городе Рудня Смоленской области на пересечении улиц Киреева и Вокзальной.
Доступ свободный, но монумент очень высокий, поэтому трогать и лазить нельзя. Охраны нет.
Состояние памятника - реконструированное.
Дата съёмки - 02 июня 2018 года.
01.
02. Памятник установлен в месте второго боя батареи
Ивана Флёрова.
Первая атака была 14 июля 1941 года
в Орше, а следующий удар был нанесён по скоплению немецких войск в Рудне.
03. Любопытно, что некоторые исследователи опираясь на немецкие отчёты о наступлении и датах захвата населённых пунктов считают, что удары батареи Флёрова шли в обратном порядке.
Первый был нанесён по Рудне, а второй по Орше.
Документы самой батареи были утрачены при её
гибели в Вяземском котле в октябре 1941 года, поэтому достоверные сведения сейчас найти непросто.
Памятник был установлен в Рудне в 1967 году и первоначально выглядел вот так.
Внешне этот автомобиль был похож на ЗиС-6, особенно "круглыми" крыльями.
Это важно, потому что выпуск этих первых носителей пусковых установок был прекращён с началом войны, поэтому серийные упрощения военного времени к ним не упели примениться.
Источник фото:
https://pastvu.com/p/319640
04. В 2000 году порядком испорченный временем памятник был снят и восстановлен в мастерских местного ЗАО "Автосервис".
К восстановлению подошли творчески, просто сняв все сгнившие и проржавевшие элементы кузова.
А взамен изготовили новые, не особо заморачиваясь с исторической точностью.
Те же крылья сделали по типу ЗиС-5В из плоской жести.
05. Интересно разобрать отличия этого памятника от тех БМ-13, которые реально воевали в этих местах в 1941 году.
06. Первое хорошо видное отличие - сама пусковая.
На ЗиС-6 монтировали артиллерийскую часть с длинными подкосами, на которые опирались передние части направляющих.
Как это выглядело можно
посмотреть в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге.
Здесь этих элементов нет.
07. Как следствие, эти вытянутые вперёд фермы упирались в кабину, которая получила характерный скос в задней части.
Как мы видим, скос отсутствует.
Боковины капота не открываются в принципе.
Двери, похоже, тоже.
Справа стоит колесо с шестиоконным диском.
08. Крылья плоские, зеркало не регулируется, щитков, закрывающих стёкла автомобиля при стрельбе - нет.
Родной дворник с ручным приводом чистил только верхнее стекло, не доставая до нижнего.
Слева стоит колесо с двухоконным диском.
09. Задние крылья ЗиС-6 были сложной формы с выштамповками.
Крылья достаточно существенно закрывали верхнюю часть колёс.
10. Не смотря на сложную форму радиаторной решётки - это просто сетка.
Двигателя у машины нет.
Вместо надписи ЗиС в верхней части - просто звёздочка.
Нижняя часть передней панели кузова тоже очень сильно упрощена.
(найдите птичку на фото)
11. С ракетами этой машины связана любопытная история.
Когда их демонтировали в процессе реставрации и начали зачищать от старой краски, одна из ракет задымилась.
Оказалось, что некоторое количество пороха не было удалено из ракет при демилитаризации в 1960-х.
12. Я не догадался сразу сделать нормальный снимок заднего моста, поэтому пришлось увеличивать и вытягивать уровнями сильно затемнённое силуэтное фото снятое против солнца.
Но даже в таком качестве можно увидеть, что ходовая часть здесь от ЗиС-5 (просматривается характерное кольцо картера заднего моста).
У ЗиС-6 этот элемент выглядел совершенно по другому.
Карданный вал проходил над мостами, картеры которых были сферическими.
На следующем рисунке это отличие хорошо видно.
13. В то же время, свою роль Оружия Победы эта Катюша выполняет отлично.
Мелкие несоответствия историческому оригиналу не имеют значения для Символа на пьедестале.
Координаты:
54°56'52.99"С
31° 4'52.16"В