Истребитель И-16 (Санкт-Петербург)

Неожиданный экспонат стоит на первом этаже Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге (площадь Труда, дом 5). Среди морских пушек, макетов кораблей, якорей и прочих флотских артефактов в дальнем углу первого этажп правой галереи притаился небольшой истребитель с характерным тупоносым силуэтом и зализанными формами. Это истребитель И-16. На таких самолётах в первой половине войны летали подразделения морской авиации Северного Флота. Дата съёмки - 28 октября 2018 года. 01. 02. Это истребитель И-16 (тип 28), выпущенный в 1940 году на Авиационном заводе №21 в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Заводской номер 2821395. 03. На этом самолёте в июле-сентябре 1941 года летал один из самых знаменитых лётчиков Советского Заполярья - Борис Сафонов. Борис Сафонов стал первым дважды Героем СССР на Северном Флоте. Сафонов сбил около 20 самолётов противника лично и ещё 5 в группе. Погиб Герой в бою 30 мая 1942 года. 04. И-16 (ЦКБ-12) «истребитель шестнадцатый» (в просторечии — «Ишак», «Ишачок») — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку. С 1933 по 1940 годы было построено 10292 И-16 разных типов (модификаций). Интересно, что к марке самолёта И-16 добавлялся номер типа (тип 4, тип 5, тип 10, тип 12, тип 15, тип 17, тип 18, тип 24, тип 27, тип 28 и тип 29). Номера идут не подряд, потому что это заводские типы Горьковского завода. То есть, на заводе считали типы всех выпускаемых самолётов, последовательно номеруя их. Так, например, типами 1, 2 и 3 были, соответственно самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. 05. И-16 тип 28 представлял собой вариант тип 24 с крыльевыми пушками ШВАК. Тип 24, в свою очередь, развитие тип 18 с другим двигателем (М-62 или М-63), усиленной конструкцией крыла и дополнительными баками. Обратите внимание, между колёсами шасси и крылом видны тросики. Это система уборки и выпуска шасси. На И-16 привод был только ручной. Для уборки или выпуска пилот должен был сделать 44 оборота специального маховика лебёдки шасси после взлёта или перед посадкой, соответственно. 06. Под капотом скрывается девятицилиндровый мотор воздушного охлаждения М-63. В левом нижнем углу снимка виден такой же мотор с погибшего самолёта. Объём - 29.81 л, мощность 1100 л.с. В центре кока винта интересная завитушка - к ней присоединаялся наземный пусковой агрегат - внешний стартер, который раскручивал двигатель перед запуском. После запуска двигателя воздушный винт начинал вращаться быстрее стартёра и выходил из зацепления с ним. 07. Особенность И-16 тип 28 была в крыльевом вооружении - 20-мм пушках ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный). Мужской род в названии пушки пришёл от пулемёта. Первоначально орудие было калибром 12.7 мм, то есть пулемётом. Однако, во время испытаний было установлено, что запас прочности устройства позволяет увеличить его мощность (заменой ствола), без изменения габаритов подвижной системы и основных деталей. В 1936 году новая пушка была успешно испытана Валерием Чкаловым на опытном варианте самолёта И-16 и поступила на вооружение Красной Армии. До окончания производства в 1946 году было выпущено 100920 пушек ШВАК, что сделало это орудие самым массовым типом авиационного вооружения Второй Мировой Войны. И не только авиационного - вариант ШВАК под названием ТНШ ставился на танки Т-60. Координаты: 59°55'46.27"С 30°17'37.60"В