Макет вагона конки у станции метро Василеостровская в Северной столице.
Доступ свободный, можно трогать, лазить (не везде). Охрана нет.
Состояние - нормальное.
Дата съёмки - 27 октября 2018 года.
Автор фото 3 и 4 - Даниил Мельник (28 октября 2019 года).
01.
02. Эта реконструированная модель-копия старой Санкт-Петербургской конки была установлена 27 октября 2004 года.
В основе макета лежат чертежи вагона Путиловского завода образца 1872-1878 годов.
03. Через год, 24 октября 2005 года, перед вагоном поставили скульптурную группу из двух коней.
Скульптор Ахнаф Зиякаев (
VK).
04. Первый вариант был сделан из пластика и бетона.
В 2007 году скульптурную группу заменили на выполненную из искуственного мрамора.
05. Конка (конно-железная городская дорога) — исторический вид общественного транспорта, широко применявшийся до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу.
Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.
06. Первые в мире городские конки появились в США: в Балтиморе (1828 год), Нью-Йорке (1832 год) и Новом Орлеане (1835 год).
Однако, по-настоящему успешными конки стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрёл рельсы с жёлобом для реборды колеса, которые утапливались в полотно дороги.
Вскоре новый тип железных дорог широко распространился в крупных городах Северной Америки и Европы.
07. В Российской империи конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров — Санкт-Петербурге (товарная в 1860, пассажирская в 1863), Москве (1872), Казани (1875), Риге (1882), Саратове (1887), Самаре, Воронеже, Минске и др.
08. В 1910-х годах в Санкт-Петербурге было около 30 линий, проходящих по центральной чати города - Невскому проспекту, Садовой улице и от Адмиралтейской площади до Николаевского моста.
Годовой пассажирооборот исчислялся в миллионах человек.
Для эксплуатации конки было организовано товарищество с ограниченной ответственностью, имевшее в своем распоряжении шесть конных парков, насчитывающих три с половиной тысячи лошадей, и обслуживающих 26 маршрутов.
Вагоны строились здесь же, на Путиловском заводе.
09. В начале ХХ-века конку начал вытеснять электрический трамвай.
Использование использование вагонов на конной тяге в Москве продолжалось до 1912 года, в Петрограде — до сентября 1917, в Минске — до 1928.
Координаты:
59°56'34.34"С
30°16'44.07"В