Конка (Санкт-Петербург)

Макет вагона конки у станции метро Василеостровская в Северной столице. Доступ свободный, можно трогать, лазить (не везде). Охрана нет. Состояние - нормальное. Дата съёмки - 27 октября 2018 года. Автор фото 3 и 4 - Даниил Мельник (28 октября 2019 года). 01. 02. Эта реконструированная модель-копия старой Санкт-Петербургской конки была установлена 27 октября 2004 года. В основе макета лежат чертежи вагона Путиловского завода образца 1872-1878 годов. 03. Через год, 24 октября 2005 года, перед вагоном поставили скульптурную группу из двух коней. Скульптор Ахнаф Зиякаев (VK). 04. Первый вариант был сделан из пластика и бетона. В 2007 году скульптурную группу заменили на выполненную из искуственного мрамора. 05. Конка (конно-железная городская дорога) — исторический вид общественного транспорта, широко применявшийся до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая. 06. Первые в мире городские конки появились в США: в Балтиморе (1828 год), Нью-Йорке (1832 год) и Новом Орлеане (1835 год). Однако, по-настоящему успешными конки стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрёл рельсы с жёлобом для реборды колеса, которые утапливались в полотно дороги. Вскоре новый тип железных дорог широко распространился в крупных городах Северной Америки и Европы. 07. В Российской империи конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров — Санкт-Петербурге (товарная в 1860, пассажирская в 1863), Москве (1872), Казани (1875), Риге (1882), Саратове (1887), Самаре, Воронеже, Минске и др. 08. В 1910-х годах в Санкт-Петербурге было около 30 линий, проходящих по центральной чати города - Невскому проспекту, Садовой улице и от Адмиралтейской площади до Николаевского моста. Годовой пассажирооборот исчислялся в миллионах человек. Для эксплуатации конки было организовано товарищество с ограниченной ответственностью, имевшее в своем распоряжении шесть конных парков, насчитывающих три с половиной тысячи лошадей, и обслуживающих 26 маршрутов. Вагоны строились здесь же, на Путиловском заводе. 09. В начале ХХ-века конку начал вытеснять электрический трамвай. Использование использование вагонов на конной тяге в Москве продолжалось до 1912 года, в Петрограде — до сентября 1917, в Минске — до 1928. Координаты: 59°56'34.34"С 30°16'44.07"В