Подводная лодка Д-2 "Народоволец" установлена в Санкт-Петербурге рядом с территорией выставочного комплекса Ленэкспо (Шкиперский проток, дом 10).
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости.
Остановка Шкиперский проток (улица Наличная).
Доступ платный, внутри можно трогать, лазить, крутить штурвалы, нажимать кнопки. Сотрудники лояльны.
Музей является филиалом Центрального военно-морского музея.
Работает с 11 до 18 (касса до 17). Выходные дни: понедельник и вторник. Последний четверг месяца - санитарный день.
В 400 метрах к югу от лодки, расположен другой военно-морской мемориал -
Торпедный катер пр.123-К.
Дата съёмки - 03 мая 2014 года.
01.
02. "Народоволец" — один из первых подводных кораблей советской постройки.
03. Торжественная закладка подводных лодок I серии «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» состоялась 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде.
В 1933 году три балтийские лодки перешли по только что открытому Беломорско-Балтийскому каналу в Заполярье, став первыми подводными кораблями Северной военной флотилии (с 1937 года — Северный флот)
В 1934 и 1935 годах Д-2 совершила походы к Новой Земле, в 1936 году вместе с подводной лодкой Д-1 впервые в истории подводного флота прошла проливом Маточкин Шар в Карское море.
В 1939 году она обеспечивала радиосвязь трансконтинентального беспосадочного перелета В. К. Коккинаки в США.
22 сентября 1939 года Д-2 прибыла из Полярного в Ленинград для капитального ремонта и модернизации.
Здесь ее и застала Великая Отечественная война.
17 августа 1941 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
За годы войны Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen) и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт «Нина» (Nina), а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд» (Deutschland).
После войны лодка выполняла на Балтике учебные задачи.
В 1956 году Д-2, как устаревшая, была выведена из боевого состава флота и переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6.
До 1987 года здесь отрабатывались приемы выхода экипажа из затонувших подводных лодок, борьба с пожаром и водой.
2 сентября 1994 года мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 "Народоволец"» был торжественно открыт для осмотра как филиал Центрального военно-морского музея.
04.
Основные тактико-технические элементы подводной лодки |
Водоизмещение | в надводном положении — 940 т,
в подводном — 1240 т |
длина | 76,6 м |
ширина | 6,4 м |
Энергетическая установка | два дизеля мощностью по 1100 л. с.,
два электродвигателя мощностью по 525 л. с. |
Скорость | в надводном положении — 15 узлов (около 27,8 км/ч),
в подводном — 9 узлов (около 16,7 км/ч) |
предельная глубина погружения | 90 м |
Экипаж, чел | 53 |
Главное вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, выстреливающих торпеды при помощи сжатого воздуха.
Запас торпед - 14 штук.
Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух орудий Б-2 калибра 102 мм (четыре дюйма).
Впоследствии кормовую пушку заменили на 45-мм полуавтоматическое орудие 21-К, а носовую на 100-мм Б-24.
05. Перед рубкой установлено орудие калибра 100 мм, в задней части рубки, за съёмными щитами - 45-мм орудие.
Места установки орудий хорошо видны по характерным полукруглым расширениям палубы, необходимым для обеспечения возможности ведения орудийными расчётами стрельбы в различных направлениях.
06. Носовая 100-мм корабельная пушка образца 1936 года Б-24.
07. Носовой торпедный аппарат с имитацией момента выхода торпеды.
Два других правых носовых ТА расположены чуть выше, хорошо видны, но, по всей видимости, заварены.
08. Для всплытия и погружения подводная лодка использует балластные цистерны и складные горизонтальные рули.
Рули используются при движении лодки для быстрого изменения глубины погружения.
Передний горизонтальный руль в разложенном положении.
09. Балластные цистерны необходимы для балансировки лодки, изменения запаса её плавучести.
Набор в них воды ведёт к уменьшению запаса плавучести, соответственно, лодка погружается.
Продувка балластных цистерн (вытеснение воды сжатым воздухом) приводит к всплытию лодки.
Механизм кингстона носовой балластной цистерны через который вода входит и выходит из балластной цистерны. (кусочек его решётки, так же виден на фото 7)
10. Чтобы попасть внутрь проходим в музей.
Покупаем билеты, осматриваем экспозицию, ждём экскурсовода.
11. На экскурсии нам рассказывают о назначении отсеков лодки.
Прочный корпус лодки разделяется водонепроницаемыми переборками на семь отсеков:
- первый — носовой торпедный отсек, в который выходили трубы шести торпедных аппаратов и хранились запасные торпеды, служил еще и матросским кубриком;
- во втором отсеке находилась радиостанция, а под настилом размещалась группа аккумуляторов, обеспечивавших работу электродвигателей;
- в третьем отсеке располагались вторая и третья группы аккумуляторов, над ними — жилые помещения командного состава, кают-компания и камбуз, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны;
- четвертый отсек был отведен под центральный пост, откуда производилось управление кораблем;
- в пятом отсеке находилась четвертая группа аккумуляторов и масляные цистерны, а над аккумуляторами располагалось жилое помещение старшин;
- шестой отсек занимали главные дизели, обеспечивавшие ход в надводном положении;
- в седьмом отсеке располагались гребные электродвигатели для подводного хода, сюда же выходили трубы двух кормовых торпедных аппаратов.
Задняя крышка носового торпедного аппарата номер 6 в первом отсеке.
12. Экспозиция в одной из кают командного состава в третьем отсеке
13. В четвёртом отсеке находятся основные посты управления кораблём.
Например штурвальные тумбы горизонтальных рулей (младший пытается подвинуть руль с фото 8)
14. В том же отсеке можно подняться в рубку.
15. И посмотреть в перископ.
Я был уверен, что в перископ смотрят двумя глазами.
Но это не так, окуляр там только один.
16. В шестом отсеке стоят огромные дизели.
17. Для передачи команд об изменении скорости движения лодки применялся машинный телеграф.
18. Младший осматривает кормовую переборку прочного корпуса в седьмом отсеке.
С обоих сторон от него - кормовые торпедные аппараты.
19. Рядом с лодкой расположен закладной камень от памятника другой лодке.
Под замазанным обещание поставить его к 19 марта 2006 года.
Но что-то пошло не так.
Координаты:
59°55'58.67"С
30°13'59.70"В
Другие подводные лодки:
- Б-413 (пр.641, музей, Калининград);
- БС-257 (пр.940 Ленок, фрагмент рубки, Рязань);
- Д-2 Народоволец (пр. Декабрист, музей, Санкт-Петербург);
- М-261 (пр.А615, парк Победы, Краснодар);
- С-357 (пр.613, рубка, Калининград).