Памятник установлен в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса Ленэкспо (Большой проспект Васильевского острова, 103).
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости.
Остановка "Средний проспект (улица Наличная)".
Доступ свободный (даже слишком свободный), можно трогать, лазить. Охраны нет (кроме охраны Ленэкспо).
Дата съёмки - 03 мая 2014 года.
В этот день на территории Ленэкспо был "Праздник корюшки". Площадь была заполнена выставками, торговыми рядами, уличными кафе.
Поэтому в кадре много людей.
В 400 метрах к северу от катера, расположен другой военно-морской мемориал - "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".
01.
02. Катер мы обнаружили совершенно случайно, когда зашли на упомянутый праздник, после осмотра "Народовольца".
03. Никаких признаков типа/проекта/номера/названия на самом катере и его постаменте нет.
Для определения корабля я перечитал несколько справочников, любезно выложенных на сайте
Энциклопедия кораблей Андрея Пупко.
Кстати, по моему мнению, самая лучшая русскоязычная энциклопедия на корабельную тематику.
04. Также, путём итеративного поиска мне удалось предположительно определить какой именно катер установлен в качестве этого памятника.
В нескольких источниках, например
http://russian-ships.info/katera/123.htm, этот катер обозначается как ТК-23 проекта 123-К.
Про номер других подтверждений не нашёл, но по найденным мной в справочниках чертежам и описанию вооружения (тип пулемётов, наличие РЛС, общая компоновка), это действительно "Торпедный катер пр.123-К".
05. Проект 123-К стал развитием проектов реданных торпедных катеров проектов 123 "Комсомолец" (первый катер спущен на воду в 1940 году) и 123-бис (1944).
123-К - это послевоенная серия (1949-55 гг.), улучшенная по сравнению с предыдущими.
Увеличена скорость, изменено вооружение.
06. Всего было построено 205 катеров этого проекта.
Это последняя серия МТКА (Малых Торпедных КАтеров) выпускавшаяся в СССР
07.
Технические характеристики |
Полное водоизмещение, т | 22,5 |
Основные размеры, м |
длина
ширина
осадка
высота борта | 19,3
3,6
0,8
1,8 |
Силовая установка | Дизели (М50) 2х1000 л.с. |
Скорость, уз | 50 |
Дальность плавания, миль | 450 (на 35 узлах) |
Экипаж, чел | 7 |
Вооружение | два 457-мм трубных торпедных аппарата;
два 14,5-мм пулемёта 2М-5 (спаренная установка);
РЛС "Зарница;
Станция опознавания "Факел-М"
|
08. Несколько десятков катеров 123-К было отправлено на экспорт в Китай, Египет, Кипр, КНДР и другие страны.
Некоторые были установлены в качестве памяти о войне. Точно такой же катер стоит у морского вокзала в Новороссийске.
09. На постаменте, рядом с крупной надписью "1941-1945 Героическим морякам торпедных катеров Балтики", есть
маленькая табличка с кратким описанием героических эпизодов и подвигов моряков-катерников.
(сам катер, напомню, был выпущен в 1950-х годах и участия в боях Великой отечественной не принимал)
10. Спаренные крупнокалиберные пулемёты Владимирова (КПВ) в установке 2М-5. Ленточное питание (80 выстрелов в каждой ленте).
Установки 2М-5 выпускались на Тульском машиностроительном заводе.
Младший на месте стрелка.
11. Вдоль стволов.
12. Носовая часть палубы (бак).
Под большой прямоугольной крышкой должен быть моторный отсек с двигателем.
13. Мачта с антенной РЛС и задняя часть рубки.
По девушке в кадре видно насколько крохотными были эти катера.
14. Основное оружие торпедного катера располагалось в двух торпедных аппаратах.
Задняя часть одного из них с внешней стороны.
15. С внутренней.
16. Передняя крышка, защищающая торпеду в походном положении.
И я.
Координаты:
59°55'45.27"С
30°14'1.90"В