Учебно-тренировочный самолёт Як-52 стоит на высоком постаменте в городе Тобольске на улице Октябрьской у здания ДОСААФ.
Проехать к нему можно на городском общественном транспорте (остановка "Военкомат").
Доступ свободный, смотреть можно, а лазить - нет. Охраны нет.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 30 июля и 27 августа 2017 года.
Автор снимков: Наталья Мельник.
01.
Все фото кликабельны.
02. Создан как двухместный вариант Як-50.
Являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава.
Выпускался серийно с 1979 по 1998 год.
В 1982 году модернизирован, получив ногу с передним колесом, после чего выпускался без особенных изменений до ноября 1998 (когда прекратился выпуск Як-52).
03. Конструктивно, Як-52 представляет собой двухместный цельнометаллический низкоплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом.
Фюзеляж - полумонокок, то есть имеет работающую металлическую обшивку.
Она подкреплена поперечным набором отштампованных из дюралюминиевого листа шпангоутов и продольным набором лонжеронов и стрингеров, расположенных равномерно по периметру сечения.
Обшивка соединяется с элементами каркаса потайной клепкой.
04. Крыло однолонжеронное с металлической работающей обшивкой, стыкуется с фюзеляжем по трем силовым шпангоутам.
Профиль Clark YH (с относительной толщиной 14,5% у корня и 9% на конце), хорошо зарекомендовавший себя на учебных и спортивных самолетах ОКБ А.С.Яковлева.
Продольный набор крыла, помимо лонжерона, включает переднюю и заднюю стенки, стрингеры.
Нервюры отштампованы из тонкого дюралюминиевого листа.
В местах навески стоек шасси и элеронов установлены силовые кронштейны из алюминиевого сплава.
На Як-52 применены элероны щелевого типа с осевой аэродинамической компенсацией.
Каркас элерона собран из трубчатого лонжерона, нервюр и хвостового стрингера.
Носок обшит дюралюминиевым листом, а весь элерон обтягивается полотном.
Полотняная обшивка пришивается к нервюрам нитью.
Все швы затем заклеиваются перкалевой лентой с зубчатом краем.
Крыло самолета Як-52 снабжено посадочными щитками, которые подвешены на шомпольной петле и управляются пневмоцилиндром.
Хорошо видно, что на этом экземпляре самолёта полотняная обшивка элеронов пришла в негодность и частью рассыпалась.
05. Хвостовое оперение свободнонесущее.
Киль и стабилизатор выполнены по двухлонжеронной схеме с работающей дюралюминиевой обшивкой.
Руль высоты и руль поворота имеют полотняную обшивку и по конструкции аналогичны элеронам.
06. Шасси убирающееся, выполнено по трехопорной схеме с носовым колесом.
По сравнению с шасси с хвостовым колесом, примененным на Як-50, оно более тяжелое, но при этом упрощается пилотирование самолета при посадке и улучшается обзор при рулежке, что очень важно для учебного самолета.
Особенностью Як-52 является и то, что при уборке шасси колеса только поджимаются к крылу и фюзеляжу - это гарантирует безопасное приземление даже если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой.
Конечно, такое шасси обладает более высоким аэродинамическим сопротивлением, чем полностью убранное, но на учебном самолете с этим можно мириться.
На этом самолёте носовая стойка шасси демонтирована.
07. Як-52 снабжен звездообразным поршневым девятицилиндровым двигателем М-14П, мощностью 360 лс, с автоматическим воздушным винтом изменяемого шага.
08. Управление самолётом спаренное.
Проводка к рулям высоты и рулю поворота тросовая; к элеронам - жесткая, состоящая из дюралюминиевых трубчатых тяг и расчалок.
Педали параллелограммного типа, имеют регулировку под рост пилота.
Управление триммером руля высоты тросовое, осуществляется штурвалами.
В передней части кабины место Ученика, в задней - Инструктора.
09. Рули хвостового оперения этого самолёта зафиксированы проволокой.
Хорошо видно место выхода тяг руля направления из фюзеляжа.
Для защиты от повреждений при ударе хвостом о землю (при посадке, взлёте или обслуживании) установлена небольшая силовая скоба.
10. Основная стойка шасси.