531. Трактор Т-74 (Зоркальцево)

Трактор Т-74 стоит на центральной аллее этнопарка "Околица" в селе Зоркальцево близ Томска. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть. Состояние экспоната - повидавшее жизнь. Дата съёмки - 18 октября 2020 года. Автор фото: Наталья Мельник. 01. 02. Судя по шильдику на капоте, трактор выпущен в Харькове. 03. Потёки масла и общее состояние позволяют предположить, что машина ещё жива, но это не точно. 04. Т-74 — советский гусеничный трактор тягового класса 3 т, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом. Создан путём модернизации тракторов ДТ-54, Т-75. Трактор предназначен для выполнения сельскохозяйственных, транспортных работ в регионах с умеренным климатом. Выпускался с апреля 1962 г. по 24 ноября 1983 г. Количество выпущенных тракторов 880 792 шт. Выпускался также Алтайским тракторным заводом. 05. Двигатель СМД-14А — четырёхцилиндровый, дизельный, рядный с вихревой камерой сгорания. 06. Мощность даигателя 75 л.с. 07. Подвеска балансирная. Четыре опорных катка (в двух тележках) и два поддерживающих. Ведущее колесо (звёздочка) заднего расположения. Направляющее, соответственно, переднего. 08. Особо важные служебные надписи отлиты прямо в металле. 09. С левой стороны сдвижная дверь кабины заварена. 10. А с правой - полностью открыта. В этот трактор совершенно легально можно залезть. 11. Сиденья, конечно, видали и лучшие времена, но сохранившиеся на них чехлы явно помнят не одну посевную или уборочную страду. 12. Лобовых стёкол нет. 13. Рычаги в полу для управления шестискоростной коробкой передач и валом отбора мощности. Основными рабочими передачами считались вторая, третья и четвёртая. Первая была нужна для особо труднопроходимых мест или крутых подъёмов, а пятая с шестой для движения по дорогам. 14. Тракторист сидел справа и управлял трактором при помощи рычагов и педалей. Управление оборотами двигателя выполнялось специальным рычагом на передней панели (ручка утрачена, но сам рычаг сохранился). Для поворота использовались вертикальные рычаги включавшие и выключавшие передачу мощности на левую и правую гусеницы. 15. Для уменьшения радиуса разворота использовались две педали тормоза. Каждая тормозила соответствующую гусеницу. Третья педаль - сцепление. 16. Приборная панель сохранилась частично. Один "будильник" утрачен (что там было?), а три сохранились. Два правых измеряют давление масла (почему два?), а левый - температуру охлаждающей жидкости двигателя. Под приборной панелью щель для патрубка воздуховода отопителя (утрачен). 17. На верхней части приборной панели Заводская табличка. СССР. ХТЗ. Харьковский тракторный завод. Т-74. Заводской номер 742048, год производства 197? (неразборчиво, но есть подозрение, что 1974). 18. Вот такой немного грустный аттракцион получился из старого трактора. Координаты: 56°30'50.78"С 84°45'22.21"В