122-мм пушка обр.1931 года (А-19) установлена на платформе железнодорожной станции Тула-1 и входит в мемориальный комплекс бронепоезда "Тульский рабочий".
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 25 апреля 2015 года и 19 марта 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. 122-мм корпусная пушка образца 1931 года (А-19, индекс ГАУ — 52-П-471) - советская пушка периода Второй мировой войны.
Это орудие было первой мощной артиллерийской системой, разработанной советской конструкторской школой.
Проектированием системы занималось несколько организаций.
Технический и эскизный проект разрабатывались КБ Артиллерийского комитета (1927-1929 г.г.).
Рабочие чертежи делали в 1929 году в Перми (завод №172).
Доработку, по итогам испытаний 1931-1932 года в НИАП (Научно-испытательный артиллерийский полигон, Ленинград), выполняли специалисты ВОАО (Всесоюзного орудийно-арсенального объединения).
После расформирования ВОАО работы были переданы в ГКБ-38 (Главное конструкторского бюро №38 завода №32 в подмосковной деревне Подлипки).
В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А - это индекс ГКБ-38).
В том же году заводом "Баррикады" была выпущена первая опытная серия в 3 пушки.
03. В различных источниках указывается, что пушка серийно выпускалась с 1935 по 1939 год, приняла активное участие в советско-финской и Великой Отечественной войне.
Так же, считается, что с 1939 года пушка была снята с серийного производства в связи с принятием на вооружение модифицированного варианта - 122-мм пушки образца 1931/37 годов, представлявшей собой наложение ствольной группы пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.
(wikipedia: А-19 обр.1931 г.)
Тем удивительнее то, что эта конкретная А-19 образца 1931 года была выпущена в 1940 году.
04. 122-мм корпусные пушки обр. 1931 г. изготавливались только на заводе "Баррикады", кроме опытных образцов 1930 года, изготовленных в Перми на заводе №172.
Орудия выпуска 1930 года имели ряд отличий от орудий последующих лет выпуска.
До 1937 года включительно в конструкцию орудия вносились существенные изменения, направленные на повышение технологичности орудия и устранение выявленных при эксплуатации недостатков.
05. В 1939 году выпуск орудия был прекращён в связи с принятием на вооружение новой, более совершенной модификации - 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.
Общее количество выпущенных орудий неизвестно, поскольку имеющаяся статистика выпуска не разделяет модификации пушки; приблизительно это количество можно оценить в 450—500 орудий.
06. Ствол орудия в "походном" положении.
Для уменьшения транспортного габарита ствол переводился в крайнее заднее положение и фиксировался в нём.
07. Казённая часть.
Поршневой затвор.
На нём надписи.
Неразборчиво :(
Пришлось идти и переснимать спустя два года (фото 15 ниже по тексту).
08. В походном положении ствол фиксировался специальной тягой.
09. Противооткатные механизмы находятся в люльке под стволом.
Вертикальные столбики по бокам ствола - пружинные уравновешивающие механизмы.
Пушка А-19 образца 1931 года имела ряд недостатков связанных со своим лафетом (ограниченная подвижность, ручное выключение подрессоривания, низкая скорость подъёмного механизма, технологическая сложность производства).
Поэтому была проведена модернизация (А-19 обр. 1931/37) проекта с заменой лафета на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.
10. На табличке пушка обозначена, как А-19 образца 1931-1937 годов.
11. Рабочее место наводчика.
Оба маховика, и вертикальной, и горизонтальной, наводки находятся слева от казённой части.
В А-19 обр.1931/37 маховик вертикального наведения находился справа, а горизонтального - слева.
Именно это различие и навело меня на подозрение, что здесь стоит другая А-19.
Для того,чтобы развеять сомнения я переснял ключевые отличия в 2017 году.
12. С правой стороны никаких намёков на механизмы наведения.
13. Маховики приводов наведения.
Ближе - горизонтальный.
Дальше - вертикальный.
У вертикального отсоединён карданчик тяги.
14. Явные различия в нижней части люльки между этой А-19 и Новомосковской
Тяга привода вертикального наведения идёт к основанию стойки уравновешивающего механизма.
Именно плохая и медленная работа этого механизма привели к замене лафета обр.1931 на лафет от МЛ-20 в ходе модернизации А-19 до обр.1931/37.
Тяга привода горизонтального наведения идёт к большому цилиндру в центре станка.
15. На задней части затвора выходные данные орудия.
Окружность в треугольнике и снова в окружности - логотип-клеймо Сталинградского завода "Баррикады" №221 НКВ.
Надписи:
122 1931 02 10
ЗАТВОР N 928
1940 г.
16. Табличка с выходными данными лафета А-19.
Здесь логотип завода "Баррикады" виден чётче.
К сожалению дата и номер закрашены :(
194_ лафет №__
обр.1931
17. Сочленение неподвижной нижней и поворотной верней частей лафета.
Механизм поворота - вертикальный цилиндр в верхней части снимка.
Слева от него "шишечка" с шестигранником - привод со штоком идущим к маховику наводчика.
На переднем плане пластина сложной формы с шестью законтренными болтами.
Отверстие в ней совпадает со шлицом в нижней части лафета.
В это отверстие вставляется стопор нейтрального положения (нулевой угол наведения по горизонтали).
Фиксация нужна, чтобы орудие не болталось влево-вправо при транспортировке.
18. Рессорная подвеска позволяла буксировать пушки по шоссе со скоростями до 20 км/ч.
19. Станины.
Клёпанные.
По периметру ручки для подъёма/опускания/поворота.
Между станинами круглое седло для шкворня колёсного передка - специальной одноосной тележки присоединяемой при транспортировке орудия.
После присоединения передка пушка превращалась в четырёхколёсный прицеп с поворотной передней осью.
20. Станины стагивались винтовым соединением.
К этому же узлу присоединена тяга крепления ствола по-походному.
21. На каждой станине по два Т-образных отверстия для забивных сошников (упоров станин орудия об землю для предотвращения откатывания пушки после выстрела).
22. 44 нареза крутизной в 25 калибров (длина нарезной части ствола - 4604 мм, общая длина ствола - 5650 мм/43,6 калибров)
23. Артиллерийское колесо.
Двойная ошиновка (сдвоенные колёса).
Это колёса от поздних версий А-19 обр.1931/37.
Оригинальные колёса были металлическими, спицованными (10 спиц) с грузошиной (резиновый бандаж).
24. Размер колеса - 1250х200.
Наполнитель - губчатый каучук.