Некторое время назад, мы гуляли по городу и, рядом со стройкой очередного нового квартала, обнаружили яркий объект необычного вида.
Что-то знакомое было в его внешности, что напомнило мне о старых паровозах.
01.
02. При ближайшем рассмотрении на одном из боков обнаружилась табличка, которая подтвердила предположения.
Это устройство оказалось водогрейным жаротрубно-дымогарным котлом FR10-6,0-6-115M, произведённым ЗАО "ЗИОСАБ" в Подольске.
Интернет мне сказал, что ЗАО "ЗИОСАБ" существует с 1996 года и имеет на счету несколько десятков тысяч отгруженных котлов разной мощности.
03. Это конкретное устройство предназначено для кипячения воды при помощи газовой или мазутной горелки.
И должно быть установлено в ближайшей котельной.
Странно, что котёл стоит на неохраняемой территории за пределами стройплощадок.
Хотя выглядит вполне комплектным и чистеньким.
04. Конструктивно, жаротрубно-дымогарный котёл действительно очень близок к паровозному.
С одной стороны большого водяного бака установлена горелка (топка) от которой сложным путём с несколькими изгибами идут трубки для горячих продуктов горения.
Отдав энергию на кипячение воды остывшие дымовые газы выходят из котла и выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу.
Большой круглый фланец дымовой трубы (патрубок отвода дымовых газов) светлой транспортировочной заглушкой хорошо виден на фото.
Под фланцем находится ещё одно любопытное устройство, о котором чуть позже.
05. В отличие от паровоза, где вода превращается в пар высокого давления (20 и более атмосфер), рабочая температура воды в котлах этого типа не превышает 115 градусов, а её давление поднимается только до 0,6 МПа (примерно 6 атмосфер).
Ещё одно отличие в том, что циркуляция воды в бойлере для котельной принудительная, при помощи насосов.
Фланцы подвода и отвода воды расположены на верхней части котла.
06. Большие оранжевые элементы конструкции - это дверцы котла.
Они могут сниматься для проведения чистки, технического обслуживания и ремонта внутренних элементов и арматуры.
Большой фланец в центре - узел подключения горелки.
07. Напротив горелки, с другого торца котла (под фланцем дымовой трубы) находится Взрывной люк.
Это такой комбинированный взрывной клапан/люк-лаз топки.
В случае взрыва («хлопка») газовоздушной смеси в топке котла шплинт взрывного люка срезается и люк остается висящим на болтах со стороны петель.
В остальное время Взрывной люк может использоваться для доступа к газоводам системы при её диагностике или обслуживании.
В торце трубки в центре люка - стёклышко, через которое можно наблюдать пламя горелки работающего котла.
08. Регулируемая петля дверцы котла.
Не похоже, чтобы этот котёл стоял тут очень давно.
Всё такое чистенькое и не ржавое.
Надо будет заглянуть на эту стройку летом.