Водогрейный котёл (Тула)

Некторое время назад, мы гуляли по городу и, рядом со стройкой очередного нового квартала, обнаружили яркий объект необычного вида. Что-то знакомое было в его внешности, что напомнило мне о старых паровозах. 01. 02. При ближайшем рассмотрении на одном из боков обнаружилась табличка, которая подтвердила предположения. Это устройство оказалось водогрейным жаротрубно-дымогарным котлом FR10-6,0-6-115M, произведённым ЗАО "ЗИОСАБ" в Подольске. Интернет мне сказал, что ЗАО "ЗИОСАБ" существует с 1996 года и имеет на счету несколько десятков тысяч отгруженных котлов разной мощности. 03. Это конкретное устройство предназначено для кипячения воды при помощи газовой или мазутной горелки. И должно быть установлено в ближайшей котельной. Странно, что котёл стоит на неохраняемой территории за пределами стройплощадок. Хотя выглядит вполне комплектным и чистеньким. 04. Конструктивно, жаротрубно-дымогарный котёл действительно очень близок к паровозному. С одной стороны большого водяного бака установлена горелка (топка) от которой сложным путём с несколькими изгибами идут трубки для горячих продуктов горения. Отдав энергию на кипячение воды остывшие дымовые газы выходят из котла и выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу. Большой круглый фланец дымовой трубы (патрубок отвода дымовых газов) светлой транспортировочной заглушкой хорошо виден на фото. Под фланцем находится ещё одно любопытное устройство, о котором чуть позже. 05. В отличие от паровоза, где вода превращается в пар высокого давления (20 и более атмосфер), рабочая температура воды в котлах этого типа не превышает 115 градусов, а её давление поднимается только до 0,6 МПа (примерно 6 атмосфер). Ещё одно отличие в том, что циркуляция воды в бойлере для котельной принудительная, при помощи насосов. Фланцы подвода и отвода воды расположены на верхней части котла. 06. Большие оранжевые элементы конструкции - это дверцы котла. Они могут сниматься для проведения чистки, технического обслуживания и ремонта внутренних элементов и арматуры. Большой фланец в центре - узел подключения горелки. 07. Напротив горелки, с другого торца котла (под фланцем дымовой трубы) находится Взрывной люк. Это такой комбинированный взрывной клапан/люк-лаз топки. В случае взрыва («хлопка») газовоздушной смеси в топке котла шплинт взрывного люка срезается и люк остается висящим на болтах со стороны петель. В остальное время Взрывной люк может использоваться для доступа к газоводам системы при её диагностике или обслуживании. В торце трубки в центре люка - стёклышко, через которое можно наблюдать пламя горелки работающего котла. 08. Регулируемая петля дверцы котла. Не похоже, чтобы этот котёл стоял тут очень давно. Всё такое чистенькое и не ржавое. Надо будет заглянуть на эту стройку летом.