Гаубица Д-30 появилась в Туле у трамвайного депо на улице Металлургов 01 декабря 2020 года.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана в 50 метрах на проходной депо.
Состояние памятника - новое.
Дата съёмки - 02 декабря 2020 года.
Кстати, всего в 90 метрах от орудия стоит
трамвай Х, а до тульского
Парка Патриот с экспозицией техники и
бронепоездом меньше километра.
01.
02. Орудие установлено в память об участниках обороны города Тулы в 1941 году.
В этом месте уже много лет был организован мемориал из трёх маленьких "противотанковых" ежей, рядом с которым находится
стела с именами погибших на войне работников тульского электротранспорта.
Табличка на орудии вызывает удивление.
Первая ошибка - это не Д-30А, но об этом позже.
Вторая - оборона Тулы длилась 43 дня с 20 октября по 5 декабря 1941 года, когда бои велись на подступах к городу с запада, юга, востока и (короткое время) с севера.
Затем, с 6 декабря по 16 декабря, проходила Тульская наступательная операция, в ходе которой немецкие войска были отброшены на 25-30 километров на юг от города и почти на 100 километров в западном направлении.
Поэтому, совершенно непонятно зачем было сюда шлёпать штамп 1941-1945, если оборона была только в 1941 году.
03. 122-мм гаубица Д-30 (Индекс ГРАУ — 2А18) — советская буксируемая 122-мм гаубица, принятая на вооружение ВС Союза ССР 12 мая 1960 года.
04. Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122 мм гаубице М-30, разработанной ОКБ Мотовилихинского завода под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова в 1938 году.
Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия, так и недостатки.
К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета, не позволявшая вести круговой обстрел
05. Как и разработка М-30, проектирование её замены в конце 1950-х годов было доверено Фёдору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода № 9.
Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18).
06. Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трёх станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле.
Также новшеством стало буксирование орудия вперёд стволом.
Зацеп фаркопа тягача производился за шкворневую балку, прикреплённую к дульному тормозу на шарнире.
При приведении орудия в боевое положение (к открытию огня), корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой.
Колёса на поворотных осях откидывались вверх.
07. Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жёсткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом.
В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры.
На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни).
08. Это орудие находится в боевом положении.
Станины развёрнуты, опорная плита опущена, колёса подняты.
Гаубица может вести огонь в любом направлении.
09. Рабочее место наводчика расположено слева от казённой части.
Здесь же находятся маховики приводов вертикальной и горизонтальной наводки и крепления прицельных приспособлений.
10. Вернёмся к вопросу, почему это простая Д-30, а не Д-30А.
Во-первых, клеймо на казённой части - 2А18 №В542 1971 год.
Д-30А выпускались с 1978 года и на них наносится клеймо 2А18М.
11. На лафете над стволом так же клеймо 2А18 №А445.
12. Орудийный щит.
13. Очень странный элемент.
Это двухкамерный дульный тормоз.
На Д-30А также ставится двухкамерный дульный тормоз, что, возможно, привело к ошибке на табличке.
Но на 2А18М он заметно иной формы, плюс в него встроено водило для буксировки, следов которого здесь не наблюдается вовсе.
Больше всего этот дульный тормоз напоминает тот, что ставится на самоходную 122-мм гаубицу 2С1 "Гвоздика".
Д-30 и 2С1 близкие родственники в артиллерийской части и, похоже, их ДТ совместимы по резьбе крепления.
14. Цапфа и её крепление к лафету.
Чтобы не перепутать, элементы отмечены клеймом ПР (правый) и номером №А456.
15. Табличка-напоминание рядом с наводчиком.
16. У этого орудия один из первых вариантов лафета, у которого опускание плиты центральной опоры ещё механическое от двух рукояток, которые крутили два номера расчёта.
Более поздние орудия получили механизм с ручным гидроприводом с которым справлялся один человек.
17. Для большей устойчивости станины орудия фиксировались к опорной поверхности забивными трёхлучевыми сошниками.
18. Внутренняя сторона колеса.
19. Внешняя сторона колеса.
Диски от автомобиля ЗИЛ-130 с восемью шпильками.
Размер колеса 9.00-20 Модель Я-37А.
Ниппелей нет, значит перед нами артиллерийское колесо заполненное губчатым каучуком.
Такие ставили на ранние варианты Д-30, вследствие чего их было запрещено буксировать по дороге с высокой скоростью (более 40 км/ч).
Позже, Д-30 стали комплектовать обычными камерными колёсами от грузовиков, что устранило ограничение.
Координаты:
54°11'43.81"С
37°39'43.80"В