10. Танк ИС-3 (Косая Гора)

Памятник танку ИС-3 установлен в Туле, в посёлке Косая гора, на перекрёстке улицы Октябрьская и Орловского шоссе Кстати, некоторую путаницу при поиске памятника может внести, то, что в посёлке Косая гора, присоединённом к Туле в 2005 году, названия некоторых улиц дублируются с улицами в Туле, например есть ещё одна Октябрьская и Горького. Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте. Автобус номер 28 или маршрутные такси 33 и 34 (остановка "Заводоуправление"). Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Постамент достаточно высокий, но при желании и/или помощи забраться на него вполне реально. На задней части танка есть достаточное количество упоров, при помощи которых смелый взрослый сможет залезть и на сам танк. Дата съёмки - 22 марта 2014 года. 01. 02. ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука». 03. Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении «по-походному» и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное. 04. Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины,  принял участие в параде частей Красной армии в Берлине. 05. При проектировании ИС-3 был допущен целый ряд конструктивных просчетов и ошибок. Поэтому уже в 1946 году была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. С учетом этих недостатков все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако они так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года танк сняли с производства. 06. Рядом с памятником расположена стелла. Надпись с одной стороны: 1941-1945 СЛАВА ТУЛЕ, ГОРОДУ - ГЕРОЮ! 07. Надпись с другой стороны: За героический труд в годы Великой Отечественной войны коллективу Косогорского металлургического завода им. Дзержинского в 1946 г. передано на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. СЛАВА ТРУДУ Интересно, где сейчас это знамя? 08. Табличка на постаменте: Участникам героической обороны г.Тулы танкистам 112 танковой дивизии и 32 танковой бригады октябрь-декабрь 1941 год Интересно, что в Щёкино в память о 32 танковой бригаде установлен танк ИС-2. 09. Младший делает предыдущий снимок. 10. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем - ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. 11. Щучий нос, маска пушки, ленивец, опорные катки, гусеница. 12. Хорошо видно, что полировкой литой башни никто не заморачивался. Ещё видны поддерживающи катки. 13. Задняя часть ходовой части и топливный бак, который вызывает у меня сомнения в своей аутентичности (больше похож на заглушенную с двух сторон трубу, не видно заливных и сливных отверстий). 14. Вид изнутри на ленивец и крепление торсиона опорного катка. 15. Утраченная крышка опорного катка позволяет увидеть подшипник. 16. Ведущий каток. 17. За танком следят не очень хорошо. Многолетние наслоения краски отваливаются, открывая путь ржавчине. 18. Дно танка представляет собой определённый интерес. Достаточно сказать, что один из нижних люков - открыт. К сожалению моя комплекция не позволяет лазить под танками, а младший не рискнул. Координаты: 54° 7'11.59"С 37°33'28.56"В