Памятник первому самосвалу Минского автозавода установлен в Туле, в промзоне, на улице Пржевальского рядом с территорией ЗАО Артон.
Проехать к памятнику можно на городском автобусе №13 (проходит рядом с памятником, можно "попроситься") или №24 (500 метров пешком в сторону Новомосковского шоссе от остановки "ОАО Полема").
Необходимо учесть, что эти автобусы иногда не доезжают до "Завода", а разворачиваются на промежуточных конечных.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Дата съёмки: 08 марта 2014 года
01.
02. На постаменте мы видим МАЗ-205 — советский тяжёлый самосвал с колесной формулой 4x2 выпускавшийся серийно Минским автомобильным заводом с 1947 по 1965 годы,
являлся усовершенствованным вариантом самосвала ЯАЗ-205.
03. До начала 50-х МАЗ-205 являлся единственным производимым в СССР тяжелым самосвалом.
С 1951 года на Ярославском автозаводе начался выпуск более грузоподъемного самосвала ЯАЗ-210Е,
однако он производился в недостаточных количествах,
поэтому наиболее массовым из тяжелых самосвалов продолжал оставаться МАЗ-205.
Самосвалы этой модели трудились практически на всех стройках страны.
МАЗ-205 зарекомендовал себя как простой и неприхотливый автомобиль и экспортировался в Египет, Монголию, КНР.
04. Тем не менее ко второй половине 50-х самосвал значительно устарел.
Деревометаллическая кабина, двухтактный шумный дизель,
кузов уже недостаточного объёма и без защитного козырька над кабиной.
Все это говорило о том, что самосвалу требовалась замена на более современную и совершенную модель.
В 1958 году на заводе был построен опытный образец самосвала МАЗ-503 с совершенно иной,
более прогрессивной компоновкой с кабиной над двигателем.
Однако путь на конвейер занял у новой модели целых 7 лет,
а потому всё это время порядком устаревший МАЗ-205 продолжал выпускаться заводом.
Основная масса МАЗ-205 начала заменяться в автохозяйствах страны с конца 60-х по середину 70-х,
однако некоторые самосвалы-долгожители продолжали эксплуатироваться и в 80-х годах.
05. Дату установки и историю этого конкретного грузовика мне определить не удалось.
Автомобиль определённо имеет отношение к транспортному обеспечению ОАО "Тулачермет", а скорее его предыдущей инкарнации - НПО "Тулачермет".
Возраст, на момент съёмки (2014 год), не менее 49 лет.
Двигатель на своём месте, все ремни, электрика не тронуты.
06. Тормозные шланги на месте.
Похоже, что при желании, автомобиль можно оживить.
07. Хотя в кузов лучше ничего не грузить.
08. Деревянная кабина закрыта, но пассажирское стекло выбито (причём совсем недавно, видны осколки на ступеньке)
(позже стекло починили, а машину помыли и покрасили)
09. Благодаря этому Младший смог сделать снимок интерьера.
Координаты:
54° 8'57.86"С
37°42'20.55"В