Ещё один макет паровоза Черепановых, встреченный мной в Тульской области.
Находится на территории Детской железной дороги в Новомосковске.
Совершенно случайно мы его упустили в прошлый раз, когда после катания фотографировали паровоз Эр-787-75 и узкоколейный тепловоз ТУ2-126.
Доступ по графику работы, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 06 ноября 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Макеты паровоза Черепановых в Тульской области строят в Локомотивном ремонтном депо станции Узловая.
Всего было построено и установлено три штуки.
Первый экземпляр в самом Узловском депо (я ещё не видел, но в сети есть фото).
Вторым был построен этот.
Третий макет паровоза Черепановых, сделанный той же Экспериментальной бригадой ТЧР-35 Узловая, я видел в экспозиции у станции Венёв.
Существует ещё несколько десятков подобных макетов разных размеров и внешнего вида, стоящих по всей стране в музеях, на станциях и просто на площадях.
03. С октября по апрель доступ на территорию дороги и к памятнику - ограниченный, а с мая по сенябрь - свободный (по графику работы ДЖД).
04. Конструкция макета аналогична Венёвскому.
Есть множество мелких различий, например, форма фонаря, колокола, ограждения, месторасположение заклёпок на раме.
На Венёвском колёса - спицованные, а здесь - сплошные с круглыми отверстиями.
Немного другая схема окраски.
Но в остальном оба макета - близнецы-братья.
05. Паровоз Черепановых - это первый паровоз построенный в России.
Придумали его конструкцию Ефим Черепанов и его сын Мирон.
Было это в 1833 году в Нижнем Тагиле.
На следующий год в августе паровоз был построен и испытан.
06. В 1835 году в "Горном журнале" была опубликована статья с описанием паровоза Черепановых.
В статье были приведены технические характеристики паровоза:
Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам.
Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч).
Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм).
07. В том же 1835 году Черепановы построили второй паровоз.
Он был немного больше и отличался по конструкции от первого.
Так диаметр колёс первой колёсной пары (бегунковой) была меньше, чем у ведущей (у первого паровоза обе пары одинакового размера).
Грузоподъёмность второго паровоза была 1000 пудов (16,4 тонны) - в пять раз больше чем у первого.
08. Оба паровоза некоторое (какое?) время проработали на трёхверстовой ветке на подвозе руды от Медного рудника до Выйского завода, но, в конечном итоге, не нашли поддержки у руководства заводами и проиграли в борьбе с конными извозчиками.
Оригинальных чертежей паровозов не сохранилось, кроме нескольких рисунков выполненных племянником Черепановых с натуры.
В 1837 году была построена действующая модель для промышленной выставки в Петербурге.
Именно эти материалы и служат основой для многочисленных макетов Паровоза Черепановых.
09. Интересно, что в моём рассказе о Новомосковской ДЖД второй снимок был сделан вон от того домика.
Как можно было не увидеть этот паровоз???
Видимо мы очень спешили на поезд :)