Танк ИС-2 (Новомосковск)


Советский тяжёлый танк ИС-2М установлен в Парке Памяти в Новомосковске (Тульская область).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 02 мая 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. На табличке цитата из Wikipedia про ИС-2.





03. Этот памятник - символ Победы. В боях за Сталиногорск (с 1961 года - Новомосковск) ИС-2 не мог принимать участие, поскольку к моменту появления танка в войсках (начало 1944 года), линия фронта проходила в сотнях километров к западу от города.



04. Установленный на постаменте танк прошёл послевоенную модернизацию до ИС-2М. Самые явные внешние следы модернизации - крылья, закрывающие гусеницы сверху и заваренная амбразура заднего башенного пулемёта.



05. На завершающем этапе Великой Отечественной войны основным советским тяжелым танком был ИС-2, созданный в 1943-м конструкторами Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). В том же году новую боевую машину запустили в серийное производство. До момента его прекращения в середине 1945 года было изготовлено 3483 ИС-2, причем 60 из них собрали в Ленинграде, на восстановленном Кировском заводе.



06. Эта машина оставалась на вооружении Советской Армии вплоть до начала 60-х годов. Планировавшийся ей на смену ИС-3 имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжелый танк ИС-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая боевая машина. Поэтому в 1954 году была осуществлена крупная модернизация танка ИС-2 с целью продления срока его службы.




07. Был изъят кормовой башенный пулемет, боекомплект пушки увеличили до 35 выстрелов, ввели подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом, а кроме того, установили прибор ночного видения ТВН-2 или БВН. Двигатель В-2-10 заменили на В-54К-ИС с маслозакачивающей системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее к задней опоре. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения. Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции.




08. Модернизированные таким образом танки получили обозначение ИС-2М. Они находились на вооружении тяжелых танко-самоходных полков и окончательно были заменены в войсках танками Т-10. В дальнейшем ИС-2М находились на базах хранения, а так же использовались как огневые точки на границе с Китаем. Окончательное снятие с вооружения танков ИС-2М произошло в 1995 году. Большая часть танков-памятников и музейных экспонатов ИС-2 - это модернизированная версия.




09. Башня ИС-2М - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.




10. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета (пулемёт снимался, а отверстие заваривалась при модернизации в ИС-2М). В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа.



11. По бортам башни имелись крюки для демонтажа и поручни для десанта.



12. Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех поддерживающих катков.



13. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая. Траки штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.



14. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками.



15. Подвеска - индивидуальная торсионная.



16. В этом экземпляре танка открыт нижний люк :) Дети в него радостно полезли, перемазались, но ничего, кроме "там темно и железки", рассказать не смогли :)


Координаты:
54° 1'28.11"С
38°18'45.79"В