БМД-1 (Тула, Музей оружия)

Боевая машина десанта БМД-1П появилась среди экспонатов выставки "Стальные стражи" в начале августа 2016 года ко дню ВДВ.
Состояние памятника - отличное.
Дата съёмки - 03 августа 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Большая часть вооружения БМД-1 разработана на тульских предприятиях ЦКИБ СОО и КБП.





03. БМД-1 (боевая машина десантная — 1) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолёта типа Ан-12 и Ил-76. Принята на вооружение в 1969 году. Производилась до 1979 года. Выпущено около 2200 штук. Установленная здесь модификация БМД-1П принята на вооружение в 1978 году, отличалась от базовой модели типом противотанкового ракетного комплекса (9К111) и некоторым оборудованием. Производилась до 1986 года. Выпущено около 1000 штук. Кроме линейных модификаций параллельно им выпускались командирские версии машин БМД-1К и БМД-1ПК с дополнительным радиооборудованием, бензиновым генератором, съёмными столиками на местах командира и радиста и штатным постоянным экипажем из шести человек (у линейной БМД - два человека экипаж и пять - десант). Выпущено было, соответственно, 360 и 220 машин. Все выпущенные БМД-1 и БМД-1К модернизировались до версий БМД-1П и БМД-1ПК при проведении капитального ремонта.



04. Классически действия воздушного десанта подразумевают десантирование, выполнение ближайшей задачи, рейд в новый район, захват и удержание района (объекта). В тылу противника десантникам необходимы высокая мобильность и достаточно мощные средства поддержки, включая бронированные машины. Вопрос повышения подвижности воздушных десантов и снабжения их бронетанковой техникой волновал военное руководство с начала формирования воздушно-десантных войск.



05. По опыту Второй мировой войны наиболее опасным для десанта после высадки считалась бронетанковая техника противника, ему необходимо было располагать более мощным вооружением, чем у малых и легких танков того времени. Передача после войны воздушно-десантным войскам 76-мм легкой самоходной артиллерийской установки СУ-76М не решало проблему: для боевой машины массой 10,5 т просто не было соответствующих средств доставки и десантирования. Требовалась разработка специальной авиадесантной самоходки.



06. Работы по созданию боевой машины пехоты для вооружения Воздушно-десантных войск СССР была начата по инициативе командующего ВДВ В. Ф. Маргелова. К 1960-м годам в СССР всё ещё не была преодолена проблема нехватки тяжёлого вооружения, которое могло бы высаживаться вместе с парашютно-десантными частями, на протяжении 1950-х годов десантники в основном были вооружены лишь стрелковым оружием и гранатомётами. Задачи противотанковой обороны и непосредственной поддержки воздушно-десантных войск к началу 1960-х годов в той или иной мере обеспечивались самоходными ПТРК на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковыми САУ АСУ-57 и АСУ-85 и буксируемой или самодвижущейся артиллерией. Вместе с тем, единственным средством транспортировки личного состава ВДВ оставались автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66. Необходимость создания бронированной транспортно-боевой машины усиливалась и изменениями в военной доктрине, прежде всего широким распространением тактического ядерного оружия. Для обеспечения действий десантных войск требовалась машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся для Сухопутных войск БМП-1 и обеспечивающая как транспортировку десантников и ведение ими боя из-под брони машины на радиоактивно заражённой местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами. Сама БМП-1, хоть и была авиатранспортабельной, не удовлетворяла ВДВ из-за того, что основным советским военно-транспортным самолётом того периода Ан-12 могла перевозиться только одна 13-тонная БМП, к которой вдобавок не существовало систем парашютного десантирования.




07. В СССР сложилась система разработки нового вооружения и военной техники на конкурсной основе — тактико-технические задания на разработку новых образцов получали сразу несколько КБ. В апреле 1964 г. одновременно нескольким организациям, включая конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде (головного института танковой отрасли), была поручена подготовка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск. Этому предшествовала определенная подготовительная работа, проведенная В.Ф. Маргеловым. Он лично переговорил с руководителями различных КБ страны, ведущих работы по "танковой" тематике, убедив их заняться авиадесантируемой боевой машиной. Ю.М. Сорокин, в те годы ведущий конструктор-компоновщик в ОКБ ВгТЗ, вспоминает, что в конце декабря 1963 г. генерал-полковник В.Ф. Маргелов и полковник-инженер Н.Д. Доронин (один из трех братьев Дорониных, известных разработчиков парашютных систем) приезжали в ОКБ с проектом тактико-технических требований (ТТТ), составленным НТК ВДВ. А после согласия ОКБ на проведение работ Ю.М. Сорокин и заместитель главного конструктора ВгТЗ А.Н. Шкурман в январе 1964 г. получили возможность ознакомиться с действием воздушно-десантной техники на базе 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии и посетили СКБ завода "Универсал" — разработчика систем десантирования. Из ТТТ следовало, что БМД по своим боевым и техническим характеристикам (вооружению, маневренности, броневой защите лобовой проекции, номенклатуре установленного оборудования) должна оказаться на уровне опытной боевой машины пехоты "Объект 765" (прототип БМП-1), разработанной КБ ЧТЗ под руководством П.П. Исакова. Однако размеры и боевая масса жестко ограничивались условиями размещения и свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного самолета Ан-12 военно-транспортной авиации с соблюдением требуемых зазоров между грузом и створками люка, а также необходимостью сохранения устойчивости полета самолета в момент выброса машины вместе с парашютной системой. Имевшиеся системы десантирования позволяли десантировать грузы не более 10 т; 2 т отводились на средства десантирования, 0,5 т — на резерв массы.




08. Представленныезаводами проекты отличались размерами, компоновкой, вооружением и двигателями. Часть КБ предложили максимально использовать узлы и агрегаты существующих систем (АСУ-57, БРДМ-2 и т.п.). Но они не обеспечивали требуемых массогабаритных и эксплуатационных характеристик. Ни одна из компоновок БМД, предложенных ММЗ и ВНИИ-100, не обеспечивала скрытой подготовки к десантированию и быстрой погрузки в самолет Ан-12, так как не позволяла производить предварительную укладку на машину парашютной системы в стороне от аэродромов и осуществлять погрузку в самолет своим ходом, без применения дополнительного оборудования самолета.




09. В разработанном Особым конструкторским бюро ВгТЗ проекте БМД ("Объект 915") этот вопрос был решен за счет применения управляемой подвески и особой компоновки МТО, обеспечивавшей удобный проход для десанта и место для укладки парашютной системы. При этом укладка парашютной системы на машине производилась заранее, в стороне от места погрузки ее в самолет. Изменяемый клиренс позволял ускорить погрузку в самолет подготовленной к десантированию машины: она въезжала в самолет и на платформу на максимальном клиренсе, опускалась днищем на платформу и крепилась к ней; после дальнейшего поджатия опорных катков амортизационные устройства подкладывались и под гусеницы. Использование такой системы подготовки машины к десантированию парашютным способом уменьшало массу амортизационной платформы, а в перспективе могло позволить применить бесплатформенные системы десантирования (парашютную или парашютно-реактивную). При разработке БМД и выборе ее компоновочной схемы, наиболее полно удовлетворявшей заданным требованиям, конструкторы ВгТЗ выполнили компоновку машины с использованием дизеля, а также специальных узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части. Двигатель 5Д20 - облегчённая версия УТД-20 - наследника дизеля В-2 от Т-34. На фото виден проход для десанта в середине корпуса, упирающийся в широкий люк со смотровым прибором прямо позади башни. Большие коробки с "крестами" по бокам прохода - ящики ЗИП (запчастей).




10. Корпус БМД-1 сделан из алюминиевой брони. В филиале ВНИИ-100 под руководством Б.Д. Чухина с привлечением специалистов институтов авиационной промышленности (ВИЛС, ВИАМ и МАТИ) был разработан сложнолегированный броневой алюминиевый сплав системы Al-Zn-Mg, который был стандартизирован под наименованием АБТ-101 (алюминиевая броня танковая) или под маркой 1901. Этот броневой сплав имел почти вдвое большее, чем в зарубежных алюминиевых броневых сплавах, содержание цинка и магния. В это же время был отработан технологический процесс сварки броневых и алюминиевых листов большой толщины путем аргонодуговой сварки плавящимся электродом. Полученный броневой алюминиевый сплав успешно прошел полигонные испытания при обстреле опытных образцов легкого танка "Объект 906". При создании БМД броневой сплав АБТ-101 стал основой конструкции ее броневого корпуса. Он не требовал термообработки после аргонодуговой сварки, что облегчало ремонт в полевых условиях.



11. Разработка проекта, поиск и оптимизация решений, различные испытания опытных образцов шли с 1964 года. В 1967 г. машина прошла полигонные испытания в Тесницких лагерях под Тулой. Шестичасовой безостановочный пробег с экипажем и десантом "по-боевому" (с закрытыми люками и полной заправкой ГСМ) на полигоне в г. Чирчик (Узбекская ССР) летом 1968 г. показал полную работоспособность машины в экстремально жарких условиях. БМД проверили и при экстремально низких температурах — в морозильной камере. Десантирование машины с помощью многокупольной парашютной системы на платформе П-7 также прошло успешно. Председателем Государственной комиссии по принятию БМД "Объект 915" на вооружение был командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии генерал-майор Ю.М. Потапов (профессиональный танкист, в будущем — начальник танковых войск и начальник Главного бронетанкового управления МО СССР). По результатам испытаний БМД "Объект 915" приняли на вооружение под обозначением БМД-1 Постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1969 г. "О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины Воздушно-десантных войск". Соответствующий приказ министра обороны СССР был подписан 22 мая 1969 г.



12. Башня БМД-1 полностью заимствована от БМП-1. То же вооружение, прицельное оборудование, приборы наблюдения. На БМД-1П на башню устанавливалась пусковая установка для ракет 9М113 "Конкурс" и 9М111 (9М111-2) "Фагот" противотанкового комплекса 9К111. Пусковая установка в походном положении перевозится в боевом отделении, а в боевом крепится на правой стороне крыши башни вдоль оси пушки, либо, при необходимости, может быть развёрнута на отдельной огневой позиции вне БМД. Обе ракеты имеют полуавтоматическую двухканальную проводную систему управления, 9М111-2 имеет дальность стрельбы от 70 до 2000 м и бронепробиваемость 400 мм по нормали, 9М111М — от 75 до 2500 м и бронепробиваемость 460 мм. Ракета 9М113 имеет дальность стрельбы от 75 до 4000 м и бронепробиваемость 600 мм по нормали, а в 1986 году был принят на вооружение её модернизированный вариант 9М113М с тандемной кумулятивной боевой частью и увеличенной до 800 мм бронепробиваемостью. Над механиком-водителем на крыше башни находится башенка, в которой три смотровых прибора ТНПО-170 (средний прибор мог заменяться на прибор ночного видения ТВН-2Б) и люк с броневой крышкой. По бокам от водителя места двух стрелков курсовых пулемётов (с собственными люками и приборами наблюдения).



13. Маска 73-мм пушки 2А28 "Гром" и спаренный с ней пулемёт ПКТ.



14. Рабочее место левого курсового стрелка. Он наблюдал за полем боя через триплексы и вёл огонь из курсового пулемёта ПКТ. На правом борту аналогичная огневая точка.



15. Крышка водомётного движителя. Скорость машны на плаву около 10 км/ч. Привод на водометы осуществлялся от раздаточной коробки с помощью карданных валов.



16. Фара с козырьком и проводом, звуковой сигнал без провода, буксирный крюк и черенок лопаты. Хорошо виден торец среднего лобового листа корпуса. Его толщина 32 мм. Осталные броневые листы корпуса имеют толщину 15-20 мм.



17. Ходовая часть БМД по каждому борту состоит из пяти двухскатных обрезиненных опорных катков, четырёх поддерживающих, ведущего, направляющего и одногребневой гусеницы. Подвеска опорных катков — индивидуальная. Каждый узел подвески включал пневматическую рессору, рычаг, балансир, ограничитель хода катка с резиновой подушкой. Пневморессора выполняла сразу четыре функции, работая как упругий элемент, как амортизатор для гашения колебаний корпуса машины, как исполнительный силовой цилиндр при изменении клиренса машины и как механизм удержания опорных катков в верхнем положении при вывешенном корпусе. Изменение клиренса(от 100 до 450 мм) и натяжения гусеничной ленты осуществляется при помощи гидравлической системы.



18. Ведущие катки заднего расположения с цевочным зацеплением.



19. Направляющий каток. Виден упор с резиновым буфером-ограничителем хода опорного катка. При погрузке в самолёт БМД-1 принимала десантируемую конфигурацию - опорные катки прижимались к буферам (корпус опускался вниз), уменьшая тем самым высоту установки и снижая её центр тяжести.



20.


Координаты:
54°12'13.65"С
37°37'0.65"В