Боевая машина 9А52 комплекса Реактивной Системы Залпового Огня 9К58 "Смерч" является экспонатом постоянной выставки "Стальные стражи" у тульского Музея оружия.
Доступ свободный, можно трогать, нельзя лазить.
Состояние памятника - отличное.
Дата съёмки - 15 апреля 2015 года и 01 августа 2016 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. РСЗО 9К58 "Смерч" разработана на тульском предприятии "Сплав".
03. Система принята на вооружение в 1987 году.
04. "Смерч" одна из самых мощных машин реактивной артиллерии.
За 38 секунд установка может выпустить 12 ракет почти двенадцатидюймового калибра.
Подобным залпом могли похвастать лучшие линейные корабли начала ХХ века.
05. Дальность полёта реактивных снарядов достигает 90 километров.
Отклонение снарядов от цели на этой дистанции составляет не более 180-200 метров.
Линкорам такое не снилось никогда.
06. Дальнобойная реактивная система залпового огня "Смерч" предназначена для поражения на дальних подступах любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделений артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры.
07. Отличительной особенностью РСЗО "Смерч" является наличие системы автономной коррекции траектории полета ракеты.
Она аналогична инерциальной системе наведения, применяемой в управляемых баллистических ракетах.
08. В Туле установлено два памятника РСЗО "Смерч".
Другой "Смерч" стоит у ворот завода "Сплав", вместе с "Градом" и "Ураганом".
09. Он немного отличается от установленного здесь, в Музее оружия.
Музейный не так разукомплектован, большая часть оборудования и проводки на месте.
10. Реактивные снаряды "загружаются" в направляющие при помощи транспортно-заряжающей машины.
Каждый из них весит около 800 килограммов.
Полная перезарядка занимает 20-25 минут.
11. Длина каждого снаряда 7 метров 60 сантиметров.
Есть несколько вариантов: осколочный, с самоприцеливающимися боевыми элеменами, с кумулятивно-осколочными БЭ, с отделяемой осколочно-фугасной головной частью, с термобарической ГЧ, с осколочно-фугасной ГЧ.
12. От прицельных приспособлений осталась только поворотная штанга.
Нет даже площадки для наводчика, как на "Сплавовском".
13. Ещё одно отличие двух памятников - машина-носитель.
В музее оружия установлен вариант 9А52 на базе шасси МАЗ-79111.
У "Сплава" стоит 9А52-2.
Боевая машина на шасси МАЗ-543М.
Внешне эти МАЗы различить можно по фарам.
Например, у МАЗ-543М они расположены на переднем торце кабины, а у МАЗ-79111, где это место занято решётками радиаторов, фары находятся в бампере.
14. Кабина водителя выглядит совершенно живой.
Остекление и приборы на месте.
15. Двигатель на месте.
V12, 650 лошадей.
16. Разнообразные рулевые и тормозные механизмы на месте.
По машиной песок, в который капает масло.
Вероятнее всего этот "Смерч" на ходу.
17. Автомобиль - полноприводный, с колёсной формулой 8х8.
Подвеска - торсионная (труба-торсион хорошо видна в правой части снимка).
18. Колёса с регулируемым давлением (снижение давления повышает проходимость по бездорожью, а повышение давления увеличивает скорость на асфальте).
Шины повышенной проходимости ВИ-203 1500х600-635.
Максимальная нагрузка на одну шину (5750 кг) превышает вес трёх полностью гружёных Renault Duster, например.
А таких шин у "Смерча" восемь.
Правда индекс скорости - D - не более 65 км/ч.
19. Световые приборы с загадочной коробочкой с тремя цветными лампочками.
На корпусе коробочки надпись - "9П140".
Это индекс ГРАУ для РСЗО "Ураган".
У меня есть несколько предположений о назначении этого устройства.
Например, габаритный огонь для ночного скрытого перемещения боевых машин.
Или сигнализатор состояния и готовности машины к стрельбе.
А может ещё что.
20. Такая же точно коробочка стоит на заднем крыле.