В начале августа 2020 года в тульском парке Патриот появился очередной уникальный экспонат - макет бронепоезда №16, прототип которого принимал участие в обороне Тулы в 1941 году.
Это второй бронепоезд, который можно увидеть в Туле (и третий в Тульской области).
Доступ к бронепоезду (на конец сентября 2020) ограничен охраной парка Патриот, поскольку он находится не в самом парке, а на соседней стройплощадке.
Состояние памятника - абсолютно новое, не сданное в эксплуатацию.
Дата съёмки - 27 сентября 2020 года.
Хотелось отдельно отметить бэкграунд бронепоезда.
Состав гармонично смотрится на фоне поля, деревьев, промзоны и развалин (недостроя).
Если убрать леса и забор из профнастила - можно снимать кино про войну :)
01.
02. Осенью 1941 года в обороне Тулы принимали участие несколько бронепоездов (бепо).
В том числе бепо №13 и бепо №16.
Тринадцатый стоит на станции Тула с 2015-го года, а шестнадцатый теперь можно увидеть здесь, в Патриоте.
Свой путь бронепоезд номер 16 начал в 1940 году в Брянске на заводе "Красный Профинтерн".
Построен он был по проекту лёгких бронепоездов БП-35.
В состав поезда входили обычные и бронированные паровозы, бронеплощадки ПЛ-37, платформы и вагоны обеспечения.
Бронепоезд №16 был передан в 8-й отдельный дивизион бронепоездов (8-й одбп).
Первым местом службы поезда была Белоруссия.
С началом Финской войны 8-й дивизион перебросили на поддержку прорыва укреплений линии Маннергейма, а затем на взятие Выборга.
В мае 1940 года бронепоезд номер 16 в составе дивизиона был перебазирован в Туапсе, где и встретил начало Великой Отечественной.
Бронепоезд был переброшен на Юго-Западный фронт, где воевал около полугода на разных участках (в том числе защищал Жлобин, Рославль, ст.Подписная, ст.Музалёвка и др.).
В октябре 1941 бронепоезд был повреждён и переведён для ремонта в Тулу.
В течение нескольких дней, тульские рабочие вернули бепо боеспособность и он остался оборонять город от наступающих немецких частей.
Туляки дали бронепоезду народное название "Борис Петрович".
Командиром бепо 16 был капитан В.А. Коржевский.
Бронепоезд защищал подступы к городу в самый ответственный период - в ноябре и декабре 1941 года.
В том числе, он обстреливал врага с позиций на станциях Криволучье, Присады, в районе Ивановских дач, Ново-Басово, Ревякино.
Бепо активно действовал на Алексинском направлении.
Сохранилась фотография Бронепоезда №16 того периода (автор фото ?.?.Орлов, из альбома В. Н. Суходольского «Оборона города Тулы и партизанское движение»).
После завершения операции по обороне Тулы, бронепоезд №16 был выведен на ремонт и переформирование, в результате которого был включён в 37-й отдельный дивизион бронепоездов (37-й одбп) под новым номером 1.
С апреля 1942 по март 1943 года бронепоезд дислоцировался в Ельце и подчинялся командованию 13-й армии Брянского фронта.
Участком ответственности поезда был район Ливны-Верховье.
В декабре 1942 года, в связи с произошедшей стандартизацией нумерования бронепоездов, бывший бронепоезд № 16 получил новый номер - 649.
Следуя за наступлением Красной Армии, к концу 1944 года бронепоезд добрался до самых западных границ освобождённой территории СССР и закончил активные боевые действия в марте 1945 года в Львовской области на станции Стрый.
Летом 1946 года, после расформирования 37-го одбп, бепо был передан в 8-й одбп (тот самый в котором начинал служюу в 1940 году).
История Бронепоезда №16 заканчивается в начале 1950-х годов, когда были лклнчательно расформированы дивизионы бепо, а их матчасть сдана на склады.
Часть относительно исправных паровозов была разбронирована и возвращена в народное хозяйство, а изношенные локомотивы и разоружённые бронеплощадки отправились на переплавку.
03. Современная реплика бронепоезда №16 состоит из восьми единиц железнодорожной техники.
Это четыре платформы, две бронеплощадки, паровоз, тендер и санитарный вагон.
Паровоз был получен из резервов Красноярской железной дороги.
Обшивали его железом в Узловой на ОАО «ЛокоТех-Сервис», хорошо знакомом нам по другим железнодорожным макетам и памятникам Тулы и области.
Бронеплощадки и санитарный вагон строили в цехах эксплуатационного вагонного депо Тула, совместно с работниками дистанции гражданских сооружений и АО «Тулажелдормаш».
Вооружение поставляли Тульский Машиностроительный завод и Тульский Оружейный завод.
Первоначально памятник хотели установить к 9 мая 2020 года, но сами знаете почему установку отложили до снятия ограничительных мер, а открывать так пока и не стали (на 09.2020).
04. Первая бронеплощадка похожа на ПЛ-37 - бронеплощадку образца 1937 года с двумя 76.2-мм орудиями обр.1902/30 годов во вращающихся башнях.
С каждой пушкой был спарен 7.62-мм пулемёт Максим.
Дополнительно, на боковых бортах броневагона в специальных поворотных установках размещалось ещё по два Максима.
05. Перед броневагоном прицеплена контрольная платформа.
Основное предназначение контрольной платформы - взорваться на мине или сойти с повреждённых рельс вместо бронеплощадки.
Чтобы платформа была достаточно тяжёлой, а так же приносила пользу, её часто нагружали запасными шпалами и рельсами и мешками с песком для починки повреждённых путей.
Иногда на контрольных платформах размещали зенитные орудия или стрелков.
06. Под бронировкой скрывается паровоз Л-3486.
В оригинальном бронепоезде №16 бронепаровозом был О
в-3787.
Он не сохранился, как и большинство локомотивов этого типа.
Зато послевоенных Лебедянок на базах запаса ещё на много лет вперёд найдётся.
Поэтому для макетов и памятников очень часто используют именно их.
07. Внешне отличие, конечно, очень большое.
Корпус бронепаровоза О
в был ниже бронеплощадок и не перекрывал им углы обстрела.
08. Вторая бронеплощадка тоже ПЛ-37.
Внутри броневагонов планируется интерактивная экспозиция с рассказом об обороне Тулы и, я надеюсь, будет рассказ о боевом пути бепо №16.
09. За второй площадкой прицеплены ещё две платформы.
10. Обе платформы двухосные, тормозные.
Но разного размера (какие типы?).
Предположу, что на эти платформы поставят пушки, как это сделали, например, на станциях
Тула,
Чернь,
Белёв или
Мценск.
11. Замыкают бронепоезд санитарный вагон и ещё одна платформа.
Санитарный вагон, по утверждению реставраторов, был построен в 1940 году и изначально предназначался для перевозки раненых.
То есть, это реальный образец техники периода Великой Отечественной.
12. Забор, определённо портит фактуру окружающего ландшафта.
Интересно, как изменится место после официального открытия этой части парка?
Координаты:
54°11'23.97"С
37°39'32.88"В