Паровоз Л-3036 установлен на железнодорожной станции Скуратово в Чернском районе Тульской области.
Увидеть его можно выйдя на станции или просто глядя в окно поезда проезжающего из Орла в сторону Тулы (смотреть справа по ходу движения).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрану не видно, но она должна быть.
Состояние памятника - ухоженное.
Дата съёмки - 08 июля 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Станция названа в честь Алексея Ивановича Скуратова (1709-1765?).
Алексей Скуратов был русским путешественником, исследователем Арктики, одним из участников Великой Северной экспедиции.
Он установил возможность прохождения на корабле западного участка Северного морского пути (от Архангельска до устья Оби вокруг Ямала).
Было это в 1736-1739 годах.
03. После экспедиции Алексей Скуратов ещё 25 лет отслужил на флоте, а затем вернулся в своё поместье - село Журавино.
После его смерти село было переименовано в Большое Скуратово.
По имени села назвали и железнодорожную станцию.
04. В октябре 2003 года станция "Скуратово" была отремонтирована.
Рядом с ней построили мемориальный комплекс.
Установили бюст Алексею Скуратову, поставили паровоз Л-3036 с двухосным вагоном-теплушкой, открыли историческую экспозицию в здании вокзала.
05. Советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
Разработан в конце Великой Отечественной войны на Коломенском заводе, совместно с ВНИИЖТ, коллективом под руководством конструктора Л.С.Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова.
Первоначально получил индекс "П" - "Победа" и заводское обозначение П32 (паровоз 32-го типа).
06. Вскоре после начала производства, 14 января 1947 года, постановлением Совета Министров СССР, буквенное обозначение серии этого паровоза было заменено на "Л".
По фамилии главного конструктора.
79 выпущеных к тому моменту паровозов были переобозначены.
07. Паровозы серии "Л" строились с 1945 по 1955 годы на трёх заводах.
08. Всего было выпущено 4199 таких машин.
1762 в Коломне, 2048 в Ворошиловграде и 389 в Брянске.
09. Этот паровоз - Л-3036 был построен в 1953 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции (ныне Луганск).
После завершения активной эксплуатации находился в ТЧ-28 (депо Верховье), периодически перемещаясь в Орёл для работ "на отоплении".
Был отреставрирован, прибыл на станцию Скуратово и занял место на тупиковом пути у здания вокзала.
Путь остался соединён с остальной частью станции, то есть паровоз может уехать с этого места :)
Либо этот поезд-памятник может быть легко пополнен новыми вагонами.
10. Интересный мостик идёт вдоль паровоза.
По нему паровозная бригада или работники депо могли обходить верхнюю часть паровоза и выполнять обслуживание котла и механизмов.
11. Будка машиниста.
Окно на двери отсутствует.
Мы не удержались и заглянули внутрь.
12. Внутри паровоз выглядит грустно.
Элементов управления не сохранилось, валяются кучи мусора и понаделано разных нештатных надписей.
13. Крыша будки.
14. Вид с лестницы на здание вокзала.
15. Сцепной ящик и Стокер - углеподатчик.
Со Стокером я разбирался, когда рассказывал про Л-3645 на станции Венёв.
На этом паровозе, который не расцеплялся с тендером, углеподатчик собран правильно, без разрыва.
16. Четырёхосный тендер.
17. Теплушка (Нормальный товарный вагон).
Предназначен для перевозки товаров, лошадей или людей.
Переоборудовался в мастерских или в полевых условиях.
Этот вариант - для людей - с окнами.
А ещё в таких делали штабы и клубы (как в Туле).
18. Нормальные товарные вагоны - результат мероприятий по стандартизации размеров, вида, общей конструкции и оборудования вагонов эксплуатировавшихся на российских железных дорогах.
Первые шаги к унификации парка подвижного состава Министерство путей сообщения предприняло в 1875 году, выпустив распоряжение о строительстве вагонов по "нормальному размеру".
Все новые крытые вагоны требовалось строить с учётом этого распоряжения.
19. Конструктивно этот товарный вагон - "канадского типа".
Такие выпускали во время Первой мировой войны в Северной Америке по заказу Царского правительства.
В огромной воюющей России подвижного состава для перевозки солдат и амуниции не хватало.
Производственных мощностей для постройки вагонов тоже.
20. "Канадский вагон" отличался от российских иной конструкцией рамы и металлическим каркасом боковых стенок.
Каркас стенок соединялся с рамой болтами и держал большую нагрузку, чем вагон с каркасом из дерева (20 тонн, против 10-16).
Такой же вагон (но с тормозной площадкой) я видел в Венёве.