04. Вагон чугуновоз (Тула)

Памятник Чугуновозу установлен в Туле, в промзоне, на улице Пржевальского у поворота к "верхним" проходным ПАО "Тулачермет". Проехать к нему можно на городском автобусе №13 или №24 (остановка "ОАО Полема"). Необходимо учесть, что эти автобусы иногда не доезжают до "Завода", а разворачиваются на промежуточных конечных. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Дата съёмки: 08 марта 2014 года. 01. 02. Установлен Чугуновоз, в качестве элемента оформления подъезда к заводу со стороны Новомосковского шоссе. 03. Вагон использовался в производственном цикле для перевозки жидкого чугуна от доменных печей к разливочной машине. Произведён вагон на нижегородском заводе "Красное Сормово", о чём можно узнать взглянув на буксы колёсных пар. Летом 1932 г. «Красное Сормово» получило новый заказ - освоить для нашей чёрной металлургии производство прокатных станов /630 и 450 мм/ и первых в СССР сварных шлаковозов, чугуновозов, тележек и вагонеток для изложниц. 04. Чугуновоз — устройство, предназначенное для приема выпускаемого из доменной печи жидкого чугуна и транспортирования его к местам разливки или дальнейшей переработки на сталепрокатном заводе. Чугуновоз состоит из следующих основных узлов: — чаши — опорного кольца — механизма опрокидывания чаши — рамы с автосцепками — ходовой части — электрооборудования. Вместимость наиболее распространенных ковшей для чугуновозов составляет 11 куб.м и 16 куб.м 05. Чаша представляет собой круглую (со сферическим дном) отливку из углеродистой стали, предназначенную для приема выпускаемого из доменной печи жидкого чугуна и транспортировки его к месту переработки. Четыре углубления на лапах чаши образуют замок с четырьмя выступами опорного кольца, обеспечивая тем фиксацию чаши и опорного кольца. В нижней части чаши расположены четыре опорные площадки для замков, при помощи которых чаша закрепляется в опорном кольце. Опорное кольцо, предназначенное для крепления на нем чаши, представляет собой стальную отливку, в стенках которой имеются сквозные овальные отверстия, улучшающие условия охлаждения чаши. Механизм опрокидывания чаши состоит из электродвигателя, самотормозящей муфты, редуктора и системы зубчатых передач. Выходная вал-шестерня редуктора входит в зацепление с зубчатым сектором. 06. Чугновозы бывают двух видов — самоходные — несамоходные Передвижение несамоходного чугуновоза по железнодорожным путям осуществляется с помощью локомотива. Чугуновозы самоходные предназначены для транспортирования одного или двух ковшей из-под конвертера в пролет передачи ковшей, подачи порожних ковшей под конвертер, а также очистки пути и плит под конвертером. 07. У Чугуновоза нет тормозов. Я так понимаю, что это связано с очень высокой температурой груза, опасной для щлангов, частыми операциями сцепки/расцепкии и допустимостью медленного перемещения вагонов по территории завода. 08. Вблизи вагон выглядит массивнее, чем на фотографии. 09. Механизмы вагона выглядят исправными. Красные рычаги приводят в движение элементы сцепных устройств. 10. Интересным способом реализован дренаж чаши вагона от дождя и снега. 11. Любопытно, что четверть чаши невидимая с дороги недокрашена :) Координаты: 54° 9'7.40"С 37°42'40.68"В