11. Танк Т-34-85 (Тула)

Памятник танку Т-34-85 установлен в Туле на проспекте Ленина у Тульского Государственного Педагогического Университета в Могилёвском сквере. Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости (остановка "Педагогический университет"). Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Дата съёмки - 22 марта 2014 года. 01. 02. В этом районе в ноябре-декабре 1941 г. 32-ая танковая бригада проявила героизм при разгроме немецко-фашистских войск. Установлен в ноябре 1966 года. 03. Это, кстати, дважды третий снятый мной памятник. Третий установленный в память о 32-ой танковой блигаде (первый - ИС-2 в Щёкино, второй - ИС-3 на Косой горе) И третий же установленный в Туле в ноябре 1966 года (первый - пушка ЗИС-2, второй - зенитка 52К) UPD. Нашел четвёртый "ноябрьский" памятник - Гаубица М-30. Младший осматривает танк. 04. T-34-85 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5020 сс, от 23 января 1944 г. Является завершающей модификацией танка Т-34, образца 1943 г. Новая, просторная, трёхместная орудийная башня разработана с использованием конструктивно-технологических решений, реализованных в опытном танке Т-43. Установка более мощной 85-мм пушки, в сочетании с рядом конструктивных доработок, значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85, по сравнению с предшественником Т-34-76. 05. На первых серийных машинах устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т, которую впоследствии заменили пушкой ЗИС-С-53 того же калибра. Ее бронебойный снаряд массой 9,2 кг с расстояния 500 и 1000 метров пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню, а подкалиберный снаряд с расстояния 500 метров пробивал броню толщиной 138-мм. (Толщина брони "Пантеры" равнялась 80 - 110-мм, а "Тигра" - 100-мм.) 06. На крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. На всех машинах устанавливались радиостанция 9РС, прицел ТШ-16, средства постановки дымовых завес. Хотя вследствие установки более мощной пушки и усиления броневой защиты вес танка несколько увеличился, благодаря мощному дизельному двигателю подвижность танка не снизилась. Танк широко использовался во всех сражениях завершающего этапа войны. 07. Вокруг памятника всегда много людей, гуляют дети, проходят студенты. Номер на танке не постоянный, раньше был 071, 241 и другие. 08. Танк расположен в Могилёвском сквере. Вокруг него, на почтительном расстоянии, иногда проводятся "белорусские" ярмарки. У танка нет некоторых деталей. Например, курсового пулемёта, нескольких болтов на задних бронелистах, крышки ящика на левом крыле. 09. Но, в целом, состояние танка производит очень положительное впечатление. 10. На задней стенке литой башни явно различимы символы "1504 Т3", которые отпечатаны на ней с рождения. 11. Маска пушки, сварные швы лобовых листов. 12. У большинства танков внешние баки не соединены с топливной системой двигателя и являются возимым запасом. Основные баки, расположенные в заброневом пространстве, пополняются из внешних на стоянках. 13. Корма корпуса состоит из верхнего кормового листа, нижнего кормового листа и двух картеров бортовых передач. К нижнему кормовому листу приварено два крюка для буксировки танка. Крюки снабжены защелками. Нижний кормовой лист нижней кромкой приварен к днищу, боковыми кромками — к бортовым листам и картерам бортовых передач. К верхней кромке нижнего кормового листа с внутренней его стороны приварен угольник, к которому крепится верхней кормовой лист. Верхний кормовой лист откидывается на двух петлях и крепится болтами к угольникам бортовых и нижнего кормового листов брони. В средней части листа сделан круглый люк, закрываемый броневой крышкой. Люк служит для доступа к агрегатам установленным в трансмиссионном отделении. Крышка люка крепится к кормовому листу при помощи петли и болтов. При вывинченных болтах крышка может быть откинута на петле. По обе стороны люка расположено два отверстия через которые проходят выхлопные трубы. Снаружи эти отверстия защищены броневыми колпаками, крепящимися болтами. Выше люка к кормовому листу приварено две трубки, через которые проходят электропровода к запалам танковых дымовых приборов (ТДП). 14. Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных катков на борт, ведущего колеса заднего расположения с гребневым зацеплением и направляющего колеса с натяжным механизмом. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных рессорах. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи. 15. Продольный вид на гусеничный движитель. 16. Любопытно, что ведущее колесо выполнено гладким, без зубцов. Зубцы есть на гусенице, а сцепляются они со специальными элементами между дисками сдвоенного ведущего колеса. 17.Направляющее колесо (ленивец). На обрезиненном опорном катке можно различить загадочную надпись - "830-150". Координаты: 54° 9'24.52"С 37°35'10.94"В