Паровоз ФД20-1535 (Узловая)

Паровоз ФД20-1535 установлен на платформе станции Узловая-1 Московской железной дороги (Тульская область).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны ходит рядом.
Состояние памятника - нормальное.
Дата съёмки - 19 августа 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Табличка: "Паровоз ФД20-1535. Построенный Коломенским паровозостроительным заводом в 1934 году. Работал в локомотивном депо Узловая. Перевозил народнохозяйственные и военные грузы в годы Великой Отечественной Войны." Второе предложение из какой-то другой истории. Паровозы ФД не строились в Коломне, а последний номер 1934 года - ФД20-250.





03. ФД ("Феликс Дзержинский"; заводское обозначение — 1П — "1-й тип паровоза"; прозвища — Федя, Федюк, Феликс) - советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся Луганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Был создан в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией, когда правительство страны потребовало от железнодорожного транспорта справиться со всё возрастающим грузооборотом.



04. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. Полученный при проектировании и производстве "Феликса Дзержинского" опыт был использован при создании всех последующих советских паровозов.



05. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов в условиях предельного использования винтовой сцепки и нереконструированного верхнего строения пути. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги. Впоследствии значительное количество ФД поступило и на железные дороги Китайской Народной Республики.



06. Часто к серии ФД ошибочно относят пассажирские паровозы ФДп, которые до 1962 года носили обозначение серии ИС. Паровозы серии ИС строились с 1932 года и имели большую унификацию с паровозом ФД (котёл, паровая машина, элементы экипажной части), но отличались от него осевой характеристикой.




07. Тендер типа 17 — первый шестиосный тендер в истории советского паровозостроения. С 1936 года появился тендер типа 6П, аналогичный применённому на паровозе ИС.




08. Паровоз ФД относится к типу 1-5-1, то есть у него 5 движущих осей, закреплённых в одной жёсткой раме, а также одна бегунковая (передняя) и одна поддерживающая (задняя) оси, которые, для лучшего вписывания в кривые, находятся на специальных тележках. Паровоз приводится в движение простой паровой машиной, для привода которой используется перегретый пар (котёл оборудован пароперегревателем), что позволяет получить экономию в топливе.




09. Длина паровоза с тендером около 30 метров. ФД - один из самых длинных советских паровозов.




10. В конструкции паровоза применён ряд новаторских, для советского паровозостроения, решений. Так, цилиндры паровой машины отлиты в виде полублоков, которые совмещают в себе не только собственно цилиндры, но и золотниковые камеры, переднее междурамное скрепление и опору дымовой коробки котла.



11. Ряд элементов конструкции паровоза ФД позже был использован при создании всех новых серий советских паровозов, среди которых особо выделяется паровоз серии ИС. Паровоз ИС проектировался из расчёта применения максимально возможного количества взаимозаменяемых частей с ФД, поэтому у этих двух паровозов котёл, паровая машина, буксы, оси и даже схема рессорного подвешивания (хотя у них были разные осевые формулы) были одинаковыми. Из других серий паровозов, при создании которых использовались элементы конструкции паровоза ФД, стоит отметить следующие: СО, Л, ЛВ, а также скоростной паровоз № 6998.



12. Несмотря на свою высокую мощность и большую длину, паровоз ФД полностью вписывается в европейский габарит подвижного состава, который меньше аналогичного габарита на советских железных дорогах. В официальных документах и в технической литературе какое-либо объяснение этой конструктивной особенности паровоза отсутствует, а объясняется она тем, что при создании паровоза была, таким образом учтена доктрина ведения боевых действий с потенциальным противником на чужой европейской территории с особенностями сооружений на зарубежном железнодорожном пути, и осуществление военных перевозок РККА без использования местного локомотивного парка. А как будет реализована эта особенность ФД — путём смены колёсных пар или перешивкой европейского пути, дело уже несложное, не затрагивающее конструкцию паровоза.



13. Окна будки зашиты белыми листами. Световые люки на крыше тоже закрыты. Номер паровоза на правом борту написан корректно.



14. Индекс ФД20 означает, что каждая из двтжущих осей даёт нагрузку на полотно дороги в 20 тс. Высокая нагрузка позволяла тащить более тяжелые составы (пробуксовка наступает позже). Она же стала препятствием распространения паровоза - больше половины железных дорог страны не выдерживали его.



15. Поддерживающая ось.



16. Хитрая рычажно-балансирная система подвески трёхосной тележки тендера - признак шестиосного тендера "Тип 17".



17. Непонятно, зачем нужна чёрточка, если в оригинале писалось ФД20-1535. Год выпуска этого конкретного паровоза - 1937. Место - Ворошиловградский завод.


Координаты:
53°58'34.95"С
38°10'25.46"В