Самолёт Як-50 установлен в Туле на улице Тимирязева у дома 70.
Памятник находится на территории Тульской объединенной технической школы им. Л.П. Тихмянова (ДОСААФ России).
Доступ свободный (по крайней мере в светлое время суток), потрогать или залезть сложно (высокий постамент). Охрана в здании, в 20 метрах.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 11 апреля 2015 года.
01.
02. Самолёт Як-50 установлен в честь 60-и летия образования Тульского аэроклуба им. Б.Ф. Сафонова май 1930г. Май 1990г.
03. Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 разработан в ОКБ А.С.Яковлева в 1972 году под руководством В.П.Кондратьева.
Было решено сохранить аэродинамическую схему Як-18ПС, но уменьшить габаритные размеры.
Конструкция стала цельнометаллической.
Применён более мощный двигатель М-14П.
Серийное производство началось в 1976 году на Арсеньевском авиазаводе.
04. Одноместный спортивный самолет, специально предназначен для акробатического пилотажа.
05. Як-50 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Фюзеляж типа
полумонокок.
Крыло прямое (поперечное V=0) в плане имеет трапецевидную форму.
06. Запас топлива располагется в одном фюзеляжном баке.
Для перелётов предусмотрена установка в фюзеляже дополнительного топливного бака.
07. Технические характеристики.
Габариты |
длина | 7,68 м |
размах крыла | 9,5 м |
высота | 3,16 м |
площадь крыла | 15 кв.м |
Масса: |
пустого | 765 кг |
максимальная взлётная | 900 кг |
Двигатель | М-14П |
Мощность двигателя | 360 л.с. |
Максимальная скорость | 300 км/ч |
Дальность полёта | 495 км |
Нагрузка на крыло | 60 кг/м2 |
Скороподъемность | 16 м/с |
Допустимые перегрузки | +9; -6 g |
08. Як-50 впервые принял участие в международных соревнованиях в 1976 году.
Тогда на товарищеских соревнованиях по высшему пилотажу команд социалистических стран в Чехословакии сборная СССР на Як-50 одержала командную победу по всем трём упражнениям.
Из 30 призовых мест советские спортсмены завоевали 23, в том числе 8 первых.
Высокие лётные качества наиболее полно проявились во время 8 чемпионата мира по высшему пилотажу в августе 1976 года в Киеве на аэродроме "Чайка".
На этих соревнованиях советские спортсмены завоевали 9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей.
В.Лецко и Л.Леонова стали абсолютными чемпионами мира.
09. В 1977 году на Як-50 была одержана победа на соревнованиях социалистических стран в Киеве и первом чемпионате Европы во Франции.
Лётчиками О.Булыгиным и С.Е.Савицкой на Як-50 установлен ряд мировых рекордов скорости и скороподъёмности.
10. Поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу.
На базе спортивного Як-50 разработан двухместный учебно-тренировочный самолёт Як-52.
11. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П конструкции А.Г.Ивченко с двухлопастным тянущим воздушным винтом изменяемого шага.
12. Шасси трёхточечное, основное двухколёсное убирающееся в полёте и дополнительное хвостовое не убирающееся.
Основные стойки в полёте поджимаются к крылу.
13.
14. Управляющие поверхности - элероны явно не металлические и пострадали от времени.
15. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём.
16. Верхняя часть фюзеляжа перед кабиной пилота покрыта чёрной матовой краской для защиты пилота от ослепления солнечными бликами.
17. Самолёт окрашен в узнаваемый красно-белый камуфляж с полосатым рулём направления.
18. ДОСААФ - Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации, Флоту.
Старое советское название.
Координаты:
54°10'28.86"С
37°36'37.59"В