33. Спортивный самолёт Як-50 (Тула)

Самолёт Як-50 установлен в Туле на улице Тимирязева у дома 70. Памятник находится на территории Тульской объединенной технической школы им. Л.П. Тихмянова (ДОСААФ России). Доступ свободный (по крайней мере в светлое время суток), потрогать или залезть сложно (высокий постамент). Охрана в здании, в 20 метрах. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 11 апреля 2015 года. 01. 02. Самолёт Як-50 установлен в честь 60-и летия образования Тульского аэроклуба им. Б.Ф. Сафонова май 1930г. Май 1990г. 03. Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 разработан в ОКБ А.С.Яковлева в 1972 году под руководством В.П.Кондратьева. Было решено сохранить аэродинамическую схему Як-18ПС, но уменьшить габаритные размеры. Конструкция стала цельнометаллической. Применён более мощный двигатель М-14П. Серийное производство началось в 1976 году на Арсеньевском авиазаводе. 04. Одноместный спортивный самолет, специально предназначен для акробатического пилотажа. 05. Як-50 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое (поперечное V=0) в плане имеет трапецевидную форму. 06. Запас топлива располагется в одном фюзеляжном баке. Для перелётов предусмотрена установка в фюзеляже дополнительного топливного бака. 07. Технические характеристики.
Габариты
длина7,68 м
размах крыла9,5 м
высота3,16 м
площадь крыла15 кв.м
Масса:
пустого765 кг
максимальная взлётная900 кг
ДвигательМ-14П
Мощность двигателя360 л.с.
Максимальная скорость300 км/ч
Дальность полёта495 км
Нагрузка на крыло60 кг/м2
Скороподъемность16 м/с
Допустимые перегрузки+9; -6 g
08. Як-50 впервые принял участие в международных соревнованиях в 1976 году. Тогда на товарищеских соревнованиях по высшему пилотажу команд социалистических стран в Чехословакии сборная СССР на Як-50 одержала командную победу по всем трём упражнениям. Из 30 призовых мест советские спортсмены завоевали 23, в том числе 8 первых. Высокие лётные качества наиболее полно проявились во время 8 чемпионата мира по высшему пилотажу в августе 1976 года в Киеве на аэродроме "Чайка". На этих соревнованиях советские спортсмены завоевали 9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. В.Лецко и Л.Леонова стали абсолютными чемпионами мира. 09. В 1977 году на Як-50 была одержана победа на соревнованиях социалистических стран в Киеве и первом чемпионате Европы во Франции. Лётчиками О.Булыгиным и С.Е.Савицкой на Як-50 установлен ряд мировых рекордов скорости и скороподъёмности. 10. Поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. На базе спортивного Як-50 разработан двухместный учебно-тренировочный самолёт Як-52. 11. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П конструкции А.Г.Ивченко с двухлопастным тянущим воздушным винтом изменяемого шага. 12. Шасси трёхточечное, основное двухколёсное убирающееся в полёте и дополнительное хвостовое не убирающееся. Основные стойки в полёте поджимаются к крылу. 13. 14. Управляющие поверхности - элероны явно не металлические и пострадали от времени. 15. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. 16. Верхняя часть фюзеляжа перед кабиной пилота покрыта чёрной матовой краской для защиты пилота от ослепления солнечными бликами. 17. Самолёт окрашен в узнаваемый красно-белый камуфляж с полосатым рулём направления. 18. ДОСААФ - Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации, Флоту. Старое советское название. Координаты: 54°10'28.86"С 37°36'37.59"В