МиГ-15УТИ (Раздельная)

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ установлен в городе Раздельная, Одесской области в "Новом парке" у железнодорожного вокзала.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать. Залезть сложно.
Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее (на 2007 год).
Дата съёмки - 10 октября 2007 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. МиГ-15УТИ (по кодификации НАТО: Midget, Миджит — англ. Карлик) — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. После принятия на вооружение нового типа боевого самолета заказчик обычно требует создания его двухместного учебно-тренировочного варианта. В ноябре 1948 года в ОКБ-155 начали разработку двухместной модификации самолета МиГ-15, работы по которому начались на основании требований ВВС, выдвинутых военными в акте по результатам государственных испытаний третьего опытного экземпляра истребителя МиГ-15 (С-3). 27 февраля 1949 года главный конструктор А.И.Микоян утвердил общий вид нового учебного самолета.





03. Инструкторскую кабину на УТИ МиГ-15 разместили за счет уменьшения первого фюзеляжного топливного бака. Обе герметические кабины оборудовали катапультными сидениями и сбрасываемыми с помощью пиромеханизма фонарями. При нормальной эксплуатации фонарь передней кабины откидывался вправо, а задней - сдвигался назад. Изменению также подверглись управление самолетом и топливная система. Систему управления из кабины инструктора кинематически связали с управлением учлета. Управление элеронами облегчили путем установки бустера, а управление рулем высоты - увеличением на 3% аэродинамической компенсации. Кроме того, угол установки стабилизатора увеличили на 2°. Топливная система включала три фюзеляжных топливных бака общей емкостью 1110 л и два подвесных бака по 260 л. Как и в случае с МиГ-15, на испытаниях учебная машина показала превышение предъявляемых к ней тактико-технических требований. При полетной массе 4788 кг максимальная скорость "спарки" на высоте 5000 м составила 1004 км/ч, вместо заказанных 970, а на высоте наибольшего значения равной 3000 м - 1010 км/ч. Требуемую 1000-километровую дальность полета с ПТБ на высоте 10000 м самолет превысил на 340 км. Правда, время набора высоты 5000 м было на 0,25 мин больше предписанных 2,5 мин. Кроме того, УТИ МиГ-15 стал первым самолетом, который был оснащен автономным запуском. При помощи двух аккумуляторных батарей 12-А-30 обеспечивался пятикратный запуск двигателя РД-45Ф.



04. Двигатель РД-45Ф был основой советского реактивного самолётостроения в конце 1940-х годов. Его устанавливали на самые массовые самолёты ВВС СССР. Кроме МиГ-15, им оснащались бомбардировщики Ил-28 и истребители МиГ-17 (1,2,3,4). Внешний вид двигателя РД-45(ВК-1) можно посмотреть - здесь.



05. Вооружение самолёта состояло из одной 23-мм пушки НР-23 (боезапас 80 патронов) и одного 12.7-мм пулемета УБК-Э (боезапас 150 патронов).



06. Оба ствола были установлены на единой платформе, которая целиком опускалась вниз при обслуживании и для перезарядки (пример). На снимке платформа - это большая панель с выпуклым обтекателем пушки и всё, что правее и ниже. Левее и ниже обтекателя - створки носового шасси.




07. Для замены двигателя фюзеляж самолёта мог разделяться на две части (линия разделения фюзеляжа находится между пунктирами заклёпок на крыльях). Хвостовая часть фюзеляжа отсоединялась от носовой и двигатель вынимался (пример). Первые реактивные самолёты были похожи на трубу с крыльями и пилотом сидяшим на ней "верхом". Через трубу (мимо пилота) воздух проходил к двигателю, а тот сжигал топливо, повышая тем самым давление, что заставляло пришедший воздух и продукты горения топлива с большой скоростью вылетать в сопло. Чем выше давление в камере сгорания, тем больше оно становится при горении топлива и тем быстрее истекает назад и тем сильнее разгоняет самолёт. Поэтому первая часть двигателя с которой сталкивается приходящий воздух - это большой вентилятор-компрессор, который, вращаясь, гонит воздух в камеру сгорания. После камеры сгорания сильно разогревшийся газ вылетает в задний конец двигателя (и наружу), вращая ещё один вентилятор - турбину, которая соединена валом с вентилятором-компрессором и вращает его, повышая давление на входе в двигатель. Так реактивный двигатель самостоятельно поддерживает рабочий режим и направление течения газов. (тоже самое более научными словами)




08. Стойки шасси на памятнике убраны.




09. Самолёт производился с 1950 по 1959 год. Всего было выпущено 3433 экземпляра.



Ссылки:
Wikimapia
Фото на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
46°51'5.15"С
30° 4'30.23"В