Паровоз С
у205-91 (Сормовский усиленный, серии 205, номер 91) установлен на перроне железнодорожного вокзала Улан-Удэ.
Доступ свободный, можно трогать. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 августа 2015 года.
01.
02. "На этом паровозе Лауреаты Государственной премии машинисты локомотивного депо Улан-Удэ Асеев С.Д. и Ягодин Д.Н. добились рекордного пробега 1 миллион 756 тыс.км. без капитального ремонта.
Поставлен на вечную стоянку в 1987 году."
03. Еще с довоенных времен на дорогах СССР по почину машиниста Ярославской дороги
А. П. Папавина развернулось соревнование за увеличение межремонтного пробега паровозов.
Нормы перекрывались во много раз - сам Папавин к 1942 г. довел пробег своего паровоза С
у99-07 без капремонта до 1 000 000 км.
Высокий результат обеспечивался бережным уходом за машиной и рациональным ее использованием.
Папавин неоднократно усовершенствовал свой паровоз добавляя и изменяя элементы его конструкции, улучшая режимы работы механизмов.
В 1940 году в Москве была выпущена книга "Управление и уход за паровозом методом Кривоноса и Папавина".
Брошюры о методе Папавина издавались на иностранных языках.
Его примеру следовали локомотивные бригады по всей стране, в том числе и на ВСЖД.
04. В 1952 г. машинисты депо Улан-Удэ Семён Дмитриевич Асеев и Дмитрий Николаевич Ягодин награждены Сталинской премией 3-ей степени - за коренные усовершенствования методов производственной работы, обеспечившие достижение высоких пробегов паровозов между ремонтами.
К моменту списания их паровоз С
у205-91 прошел без капитального ремонта свыше 1 756 000 километров, поставив рекорд среди паровозов ВСЖД.
05.
В те годы в нашем Улан-Уденском локомотивном депо родилось еще одно патриотическое начинание.
Машинисты пассажирского паровоза "Су205-91" Семен Дмитриевич Асеев и Дмитрий Николаевич Ягодин выступили с инициативой продлить пробег локомотива между капитальными ремонтами.
И добились небывалого результата, доведя пробег до миллиона 756 тысяч 132 километров - в четыре раза больше установленной нормы!
За достижение таких показателей Семену Дмитриевичу Асееву и Дмитрию Николаевичу Ягодину в 1952 году была присуждена Государственная премия СССР.
Семен Дмитриевич Асеев был едва ли не единственным из машинистов, имевшим звание майора, да и у Дмитрия Николаевича Ягодина звание было довольно высокое - капитан.
Они любили свой паровоз-красавец "Су205-91".
Стройный, легкий, с невысокой трубой, он заметно выделялся среди громоздких "Елен", как в шутку называли паровозы серии "Е". (Журнал "Байкал" 1974/02)
06. В разных источниках встречается предположение, что на этом постаменте находится не С
у205-91 (вторая серия выпуска паровозов С
у - 1932-1935 г.г.) из депо Улан-Удэ, а более поздний С
у251-97 (четвёртая серия - 1947-1951 г.г.) из депо Сулин (Ростовская область).
07. С
у (от рус. сормовский усиленный; прозвища — "сушка", "советский Прери"; модификация С
ум имела прозвище "сумка") — советский пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся с 1924 по 1951 гг.
Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С (если точнее, то на базе С
в) и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе.
08. Паровоз С
у являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные.
Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х.
09. Производство паровозов серии С
у велось с 1924 года по 1951 год.
Всего было выпущено 2683 паровоза четырёх выпусков, несколько отличавшихся друг от друга конструкцией.
10. Первый выпуск - С
у серий от 97 до 101 делали с 1924 по 1929 годы.
Проект паровоза разрабатывался на основе дореволюционного проекта С
в.
В него было внесено несколько сотен изменений, в том числе переделаны основные элементы - топка, котёл, рама, цилиндры, колёсные пары, кабина.
Изменены их размеры, компоновка и взаимное расположение.
В итоге получился новый паровоз, отдалённо напоминающий исходный.
11.Второй выпуск - С
у серий от 200 до 209 строили с 1932 по 1935 годы.
Основное отличие котлов паровозов С
у второго выпуска заключалось в замене медной клепаной огневой коробки - стальною, с применением сварки и гибких связей.
Диаметр трубчатой части котла увеличен на 60 мм.
Фигурная дымовая труба заменена простой, а также переделана передняя дверца дымовой коробки.
Этим был сильно изменен общий вид паровоза.
Значительному изменению подвергся также тендер.
12.Третий выпуск - С
у серий от 210 до 215 и С
ум серий 216-218 - 1935-1941 годы.
С
у третьего выпуска, снова подверглись некоторой переделке.
Изменилась конструкция топки, цилиндров, рычагов привода ведущих колёс.
Буферный брус приспособлен к замене винтовой упряжи автосцепкой без фрикционного аппарата.
Для улучшения условий труда паровозной бригады изменена будка с добавлением в ней верхнего фонаря и мостика между паровозом и тендером.
Часть паровозов была оборудована
вентиляторной тягой газов вместо
конусной и получила индекс С
ум.
13.Четвёртый выпуск - С
у серии 250 и С
ур серии 251 производились с 1947 по 1951 годы.
Повышена эффективность котла, изменён парораспределительный механизм, улучшены некоторые другие механизмы.
Паровозы серии С
у выпускались с самого начала советского паровозостроения и почти до самого его заката.
Являясь в начале карьеры самыми мощными, быстрыми и универсальными они стали очень важной частью истории советских железных дорог, перевезя миллионы тонн грузов и пассажиров.
14. Осматривая паровоз я совершенно случайно сделал несколько фотографий необычных вагонов на соседних путях.
Уже потом я загуглил странное слово ZARENGOLD и понял, что мне повезло увидеть туристический поезд "Царское Золото" проходящий раз в месяц из Москвы в Пекин и обратно.
15. Поезд собран из вагонов повышенной комфортности, люксов, ресторанов и салонов.
Единого оформления и цвета у вагонов нет.
Собраны они из разных составов.
Несколько вагонов из расформированного поезда "Александр Невский" (№11/12, "Москва-Санкт-Петербург", 2009 год; №69/70 "Москва-Хельсинки", 2011-2012 г.г.).
16. Внешнее оформление сохранено, включая надписи над окнами и фирменные знаки.
Координаты:
51°50'32.94"С
107°34'47.27"В