Макет гвардейского миномёта Катюша
у Музея-диорамы в Воронеже.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - неоригинальное.
Дата съёмки - 02 сентября 2017 года.
01.
02. БМ-13 - советская система реактивной артиллерии, принятая на вооружение в 1941 году.
Система вооружения устанавливалась на различные носители - грузовые автомобили, корабли, поезда, а так же стационарно.
БМ-13 состояла на вооружении Советской Армии до начала 1980-х годов.
Основной послевоенный носитель БМ-13 в Советской армии - грузовой автомобиль ЗиС-157.
Именно такой грузовик стоит здесь.
03. К установке машины подошли с толком, вывесили подвеску на подставках, сняли все мелкие навесные элементы, закрыли щитками стеклянные.
04. Констанин Лосевский (
) обратил моё внимание на то, что пусковая установка установлена на грузовой платформе.
Очень вероятно, что эта машина первоначально была обычным бортовым грузовиком ЗиЛ-157, а пусковую на неё прикрутили для имитации БМ-13НМ при передаче в музей.
У оригинальной БМ-13НМ платформы никогда не было, а пусковая установка крепилась непосредственно к раме автомобиля.
Очень хорошо это видно, например, на Катюше в Белгороде.
05. Пусковая установка состоит из восьми двусторонних Т-образных направляющих, на которых подвешиваются 16 132-мм реактивных снарядов (ракет).
06. Интересно, что столь нетипичный для для классической артиллерии калибр 132 миллиметра, в начале 1930-х годов реактивные снаряды получили из-за несовершенства технологии и ошибок в расчётах при производстве пороховых шашек для их двигателей.
Реактивный снаряд состоит из головной части (взрыватель, взрывчатое вещество и корпус с поражающими элементами), твердотопливного ракетного двигателя и оперения.
Твёрдотопливный двигатель - это достаточно простое по конструкции устройство (труба с порохом, открытая с одного конца и закрытая с другого), но при этом сложное технологически.
Порох в нём должен быстро гореть, но не взрываться, а скорость этого горения должна быть равномерна.
Только в таком случае можно будет прицельно стрелять реактивными снарядами.
Проще всего организовать равномерность горения конструктивно - нужно обеспечить примерно одинаковую площадь горения на протяжении всего времени работы двигателя.
Для этого используют пороховые шашки специального состава и формы.
Чаще всего это трубки из особого пороха с толстыми стенками - они горят снаружи (и площадь в процессе выгорания пороха уменьшается) и изнутри (отверстие внутри при горении увеличивается, соответственно растёт и площадь).
Пороховые шашки, для разрабатываемых советскими артиллеристами реактивных снарядов, проходили несколько технологических этапов.
В том числе, включающих смешивание компонент, ряд химических реакций при этом, прессование полученной пасты, обрезка по длине и сушка.
Было устроено новое производство, установлено оборудование и изготовлена оснастка.
Первоначальное задание на реактивные снаряды подразумевало типовой калибр 3 дюйма (76.2 мм).
Однако, после завершения производственного цикла было обнаруженно, что высохшие шашки имеют диаметр 24 миллиметра и никак не помещаются в пакете по семь штук (центральная и шесть вокруг неё) в снаряд калибром 76 мм.
Три 24-мм шашки в ряд это и есть 76-мм.
А ещё нужны стенки.
Переделывать прессовое оборудование было долго и дорого (пришлось бы выкинуть почти всё и поставить новое).
Поэтому просто сделали стенки по 3 миллиметра, и определили новый калибр - 82 миллиметра.
Для более крупных снарядов было решено использовать те же самые шашки.
Плотная укладка в три слоя (19 шашек) давала внешний диаметр 122-123 мм.
Плюс по 5 миллиметров на стенки = 132 мм.
В дальнейшем технологии приготовления ракетных порохов усовершенствовались, шашки стали делать любого нужного размера, но калибр снарядов менять уже не стали.
07. По ходовой части автомобиль вполне комплектен.
Двигатель и КПП на месте, как и карданные валы.
08. Карданных валов у ЗиЛ-157, кстати 5 штук.
Один идёт от КПП к раздаточной коробке, от которой идут ещё три - один к переднему мосту (на предыдущем снимке) и два к задним (на этом).
09. Причём для привода самого заднего моста, чтобы обойти средний мост, используются два последовательных кардана.
Достаточно сложная в обслуживании и ремонте схема.
10. Очень мирный элемент экспоната - паутина на оперении реактивных снарядов.
Координаты:
51°39'33.83"С
39°14'48.79"В